Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова (Саратов)
«Свинья под дубом вековым наелась желудей до сыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним; потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у дуба корни стала…»
Иван Андреевич Крылов.
За последние века постоянное увеличение антропогенной нагрузки на биосферу провоцировало множество её сопротивлений, вызывая ряд катаклизмов мирового значения. Расширяя пространство искусственной реальности, мир людей уже не представляет своего существования без культурных систем разного рода назначения и сложности. В этой связи предъявляются новые требования к условиям выживания человечества, включающие профилактику экологического бескультурья населения, ставшей актуальной в свете деградации окружающей среды обитания. Рефлексия же современной экологической реалии ставит перед российским образованием новые задачи по экологическому просвещению, объединяя учителей и преподавателей различных дисциплин в поиске оптимальных решений дидактических и воспитательных задач. Между тем, работа с молодыми людьми показала, что причины и следствия проблем, особенно экологических хорошо понимаются ими через совместную продуктивную деятельность, реализующуюся в различного рода акциях добрых дел. Поднимая вопрос о повышении уровня экологической грамотности школьников и студентов, следует отметить всю важность использования в образовательном процессе разнообразных видов упомянутой деятельности, вызывающей интерес к изучаемому предмету, будущей профессии, желание трудиться в этой области, в стране, где родился. Причем приведённые требования к продуктивной деятельности подростков и молодёжи в образовательных учреждениях контролируются, но в недостаточной степени, а именно – выявляются определенные знания в области различных дисциплин, а умения и навыки экологически ориентированной деятельности, как правило, упускаются из вида.
Тем не менее, сама по себе «продуктивность» предполагает практико-ориентированный характер. Так студенты и школьники города Саратова принимают участие в эколого-социальной работе через организацию и проведение отдельных экологических мероприятий под патронажем сотрудников экологических служб. В Саратове действуют общественные организации такие, как «Союз юных экологов», ВООП (Всероссийское обществ охраны природы) Саратовского отделения, «Зелёный крест», и т.д. В формате работы приведённых организаций студентами и школьниками проводятся экспедиции по малым рекам в форме эстафеты, акции на родниках, прудах и водоемах, исследовательские работы, научно-практические конференции. Молодёжь стремится собрать «банк идей» необходимого опыта на основе изучения и обобщения открытий, форм, методов и приемов работы сотрудниками экологических служб, что проявляется в фиксации установок на выполнение обязанностей экологически грамотных специалистов. Автор придерживается точки зрения, в которой одно из условий формирования экологически грамотной личности является ознакомление каждого школьника и студента с природой той местности, на которой они проживают. Более того, культурным человеком считается тот, кто независимо от профессии знает историю своего города и региона, национальные традиции, способен составить рассказ о местных архитектурных памятниках и т.д. Однако до сих пор экологической культуре школьников и студентов, формированию их экологических ценностных ориентаций, уделяется недостаточное внимание взрослым населением. В то же время краеведческая работа участниками образовательного процесса предусматривает сбор сведений о реках, озерах и других местных водоемах, поиск родников, изучение факторов загрязнения водоемов и т.д. Основной экологической проблемой нашего региона в приложении к водным ресурсам признано значительное антропогенное воздействие на водоемы, как со стороны промышленных предприятий, так и их захламленность бытовым мусором, опять-таки из-за низкой экологической культуры населения. Решение этих проблем видится в объективной информированности жителей об экологической обстановке в регионе, в усилиях общественных организаций по реализации программ экологического образования и просвещения населения, в разработке конкретных рекомендаций для исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды. Необходимо на конкретных делах показать, как общественность может реально влиять на состояние экологической обстановки в своём крае, и в тоже время выяснить какими методами можно привлечь внимание населения к практической деятельности по оздоровлению среды обитания.
Саратовское экологическое движение сегодня ставит своей целью обсуждение экологических проблем конкретной местности и обучение юных экологов населенных пунктов основам грамотного экологического обследования малых рек. Так на пригородных речках Елшанка и Гуселка проводятся масштабные экологические акции по очистке берегов рек с привлечением учащейся молодёжи и населения. К примеру, школьники, студенты, местные жители периодически совместными усилиями очищают от бытового и промышленного мусора берега речки – притока Волги.
В завершении всего вышеизложенного на сегодняшний день становится очевидным, что для ликвидации угрозы экологических катастроф требуется скорейшая организация системы молодежных объединений. Но, прежде всего, необходимы качественные сдвиги в самом понимании важности экологических ценностей, которые сделали бы мир человека безопасным для природы и самого себя, оставляя сказочные ландшафты не только в воспоминаниях. От человеческого «труда» и «содействия природе» остаются лишь в памяти памятники и воспоминания об утраченных ценностях. Природа хрупка, как и сама жизнь. Каменные здания из-за бесхозности не выдерживают нагрузки климатических сил планеты. Рушатся цивилизации, города уходят под воду, постройки покрываются слоем песка и травы, ровно также, как историческое прошлое недавно знаменитых людей. Так в Саратовской области хранит свои тайны под замшелым покрывалом буйной растительности заброшенная усадьба князей Галициных. В конце восемнадцатого века у князя Сергея Фёдоровича Галицина работал в качестве личного секретаря Иван Андреевич Крылов – известный всему миру русский поэт, автор целого ряда басен. В том же имении произрастал старинный дуб и по преданию, в его тени писатель Иван Андреевич оставил миру свое произведение «Свинья под дубом». Видимо уже в то время прозорливому гению пера были известны экологические принципы бытия. Старый дуб в начале двадцатого века аллегорично на наш взгляд перестал существовать. Но спустя годы на его месте вырос молоденький дубок, и как на развалинах своего княжества расцвела память о великих людях, знавших в жизни толк и цену всему живому. Здесь же вспоминается один из законов социальной экологии Б. Коммонера «природа знает лучше»…
|