Кировское областное государственное образовательное автономное учреждение «ЛИЦЕЙ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК» (город Киров)
К 15-16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности. Так, по данным социологических опросов, проведенных в 2002 году Центром социологических исследований Минобразования России, "профессиональное самоопределение тех, кто в дальнейшем намерен учиться колледже, начинается уже в 8-м классе и достигает своего пика в 9-м, а профессиональное самоопределение тех, кто намерен продолжить учебу в вузе, в основном складывается в 9-м классе". При этом примерно 70-75% учащихся в конце 9-го класса уже определились в выборе возможной профессии. [6,7]
Данные российских учёных, психологов, а также результаты системной диагностики в нашей школе и многолетняя практика убедительно показывают, что, как минимум, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности. Следовательно, в школьном образовании должны быть, созданы условия для реализации, обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших (послешкольных) жизненных планов. Большинство старшеклассников (более 70%) отдают предпочтение тому, чтобы знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться. Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников.
Цель предпрофильной подготовки: самоопределение учащихся в отношении выбора профиля будущего обучения в 10-11-х классах или дальнейшего пути получения профессии.
Исходя из Концепции профильного обучения, предпрофильная подготовка должна сформировать у школьников:
• Умение объективно оценивать свои резервы и способности к продолжению образования по различным профилям.
• Умение осознанно осуществлять выбор профиля, соответствующего своим склонностям, индивидуальным особенностям и интересам.
• Готовность нести ответственность за сделанный выбор.
• Высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю, готовность прикладывать усилия для получения качественного образования. [8]
Задачи предпрофильной подготовки:
• Выявление интересов и склонностей, способностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе.
• Оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным становлением.
• Развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности.
• Формирование способности принимать осознанное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии. [8]
Образовательная программа в 8-х классах основана на двух основных компонентах: предметах Базисного учебного плана и модульных элективных курсах. Назначение элективных курсов по выбору заключается в том, чтобы сформировать или закрепить интерес учащегося к тому или иному предмету, который станет ядром будущего профиля обучения, дать ему возможность глубже познакомиться с различными областями знаний, расширить его кругозор, приобрести или совершенствовать метапредметные умения и навыки.
Задачи образовательной программы 8-х классов:
• адаптация к образовательному пространству школы, интеграция в ее специфику, уклад;
• развитие коммуникативной включенности ученика, подготовка к обучению в старшей школе;
• формирование компетенции выбора в практико-ориентированной образовательной среде
• информированность учащихся в различных направлениях профильного обучения - химико-биологическом, социально -экономическом.
Предпрофильная подготовка в 9 классах направлена на индивидуализацию образовательного процесса, развитие интересов учащихся, поддержание и развитие их склонностей и способностей в выбранных предметных областях.
По окончании 9 класса учащиеся зачисляются в 10-11 профильные классы по результатам итоговой аттестации. Для зачисления в 10-11 профильные классы учащиеся сдают два обязательных экзамена (русский язык и математика) и 2 экзамена по выбору (один из которых соответствующий дальнейшему профилю обучения).
Основной формой обучения детей является классно-урочная система. Содержание школьного курса биологии характеризуется большим объемом информации, которая на уровне фактов, идей и понятий должна быть освоена учениками. В занимательной форме, например, в стихах, это сделать гораздо проще.
Применение методики использования дидактических стихов позволяет разрабатывать и проводить как стандартные уроки, так и не традиционные уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-зачеты, уроки-КВНы, уроки-эрудиционы, интегрированные и другие уроки.
В темах «Эволюция живого мира на Земле» [2] и «Опорно-двигательная система» [9] дидактические стихотворения можно использовать как в качестве основы при изучении нового материала, так и при контроле знаний как биологический диктант, заменив выделенные курсивом слова на пробелы.
В теме «Пищеварение» стихотворение можно использовать, как опрос изученного материала [9].
Для оценки уровня владения учащимися общеучебных мыслительных навыков предлагается использовать задания, примеры которых приведены ниже .[1]
Тема: Клетка
1. Выпишите из списка органоидов те, которые входят в состав растительных клеток: гладкая ЭПС, комплекс Гольджи, вакуоль, митохондрии, хлоропласты.
2. Что лишнее и почему: хлоропласт, вакуоль, оболочка, хлорофилл
3. Продолжите логические ряды: ядро/хранение информации, комплекс Гольджи/ упаковка органических веществ, лизосома/…
Тема: Внутренняя среда организма
«Почините цепочку» - задания на определение и восстановление линейной логической связи между написанными в определённом порядке словами или действиями. [1]
Задание: Постройте логическую цепочку из понятий: эритроцит, кровеносная система, гемоглобин, кровь, организм.
Тема: Клетка
«Назвать одним словом» - обобщить несколько слов одним понятием или термином. [1]
а) белки, липиды, избирательная проницаемость (мембрана)
б) триплетный, универсальный, однозначен (генетический код)
Одним из результатов предпрофильной подготовки и профильного обучения биологии является участие школьников лицея на предметных олимпиадах. На олимпиадах различного уровня большое внимание уделяется анатомии, физиологии, морфологии и генетике растений и животных [3, 4, 5]. Особое внимание следует обратить на вопросы систематики растений и животных [3, 4, 5].
Результаты за 2011-2012 уч. год: ГИА по биологии в 9 классе выбрали 48% учащихся, средний балл – 4, качество знаний 80, 6%
В 2012 году команда девятых классов приняла участив в Всероссийском мероприятии по биологии «Осенний марафон». Все учащиеся отмечены дипломами победителей и призёров.
В июне 2012 года команда учащихся 9-х классов лицея представляла Кировскую область на IX Всероссийском слёте юных экологов в республике Марий Эл. Итогом слёта явилось то, что один из участников команды вошёл в состав сборной России на международный слёт "Экология без границ" (Россия-Белоруссия).
Литература:
1. Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя[Текст]: - М.: 5 за знания, 2006. – 144 с. («Методическая библиотека»).
2. Занимательная биология на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-9 классы [Текст]: авт.-сост. Ю.В. Щербакова, И.С. Козлова - М.: Глобус, 2010. – 208 с. – (учение с увлечением)
3. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных [Текст]: учеб./ И.Х.Шарова - М.: Просвещение, 1999. – 304 с.: ил.
4. Яковлев Г.П. Ботаника для учителя [Текст]: В 2 ч. Ч. 1. / Г.П. Яковлев, Л.В.Аверьянов. - М.: Просвещение: АО Учебная литература, 1996. – 224 с.: ил.
5. Яковлев Г.П. Ботаника для учителя [Текст]: В 2 ч. Ч. 2. / Г.П. Яковлев, Л.В.Аверьянов. - М.: Просвещение: АО Учебная литература, 1997. – 336 с.: ил.
|