Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей естественных наук» (г. Киров)
Одной из актуальных задач учебных заведений инновационного типа является организация исследовательской деятельности учащихся. В процессе исследовательской деятельности на разных ее этапах ведется работа по формированию коммуникативной компетентности учащихся.
Образовательные маршруты лицея связаны с выбором конкретного направления исследования. Примером образовательного маршрута по направлению «Химические технологии, разработка методов химического анализа» может служить следующий образовательный маршрут: химия + аналитическая химия + физика + математика + экология + информатика + иностранный язык.
Маршрут может варьироваться в зависимости от темы, но непременным его компонентом остается иностранный язык, так как обязательным условием участия в научных конференциях является презентация научно-исследовательского проекта на иностранном языке.
Педагогическая поддержка в научных исследованиях – это обучение учащихся преодолевать препятствия в процессе исследовательской деятельности. Результатом педагогической поддержки является самостоятельное решение учащимися тех или иных проблем, которые определены целью и задачами исследования. Педагогическая поддержка осуществляется по определенным этапам, на каждом из которых используется определенный подход. На этапе выбора темы используются рефлексивный, гуманистический, проблемный подходы. На этапе поиска и утверждения научного руководителя используются рефлексивный, гуманистический, деятельностный подходы. На этапе выбора и освоения методик – гуманистический и деятельностный подходы. На этапе работы с научной литературой, как и на этапе оформления исследовательской работы, основным становится деятельностный подход. Особую роль на всех этапах мы отводим формированию коммуникативной компетентности, так как вся научная деятельность – это, прежде всего, общение. Юный исследователь общается с научным руководителем, с соавторами, с учителями, осуществляющими педагогическую поддержку, с оппонентами и членами жюри на этапе презентации и защиты своей работы.
С учетом этих принципов осуществляется подготовка учащихся к различным научным конкурсам и конференциям. Среди них: Российская молодежная научная и инженерная выставка «Шаг в будущее», Всероссийская научная конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» Всероссийская конференция - конкурс «Юниор», Международный детский экологический форум «Зеленая планета», Московская городская научно-практическая конференция старшеклассников на иностранных языках «Лингва» и другие.
Тематика научно-исследовательских работ разнообразна: «Исследования по получению, активации и использованию сорбентов из торфа», «Микробиологическое загрязнение персонального компьютера», «Разработка локальной установки водоподготовки», «Влияние синтетических моющих средств на окружающую среду», «Разработка малоотходной технологии очистки сточных вод прачечных с возвратом моющих средств и воды в производство», «Разработка строительных материалов с использованием бытовых отходов», «Исследование экологического состояния реки Пижмы и ее берегов», «Комплексный мониторинг экологического статуса водных объектов северо-западного района города Кирова» и другое.
Одним из условий участия в данных научных состязаниях является презентация научно-исследовательской работы на иностранном языке. Проводится конкурс на лучшую презентацию научно-исследовательской работы на иностранном языке. Жюри оценивает грамматическую и лексическую правильность речи, владение научной терминологией, фонетическую правильность речи, умение начать и поддерживать беседу, умение аргументировать. Таким образом, навыки устной коммуникации являются залогом успешного выступления.
В 2007 году на IX Московской городской научно-практической конференции старшеклассников на иностранных языках «Лингва» лицеисты получили Дипломы Лауреата. На Российской молодежной научной и инженерной выставке «Шаг в будущее» молодые исследователи были удостоены Диплома II степени в номинации «Презентация научно-исследовательской работы на английском языке», Диплома I степени Национального соревнования молодых ученых Европейского Союза, Диплома I степени Ассоциации технических университетов, специального приза «Стеклянный глобус». За успешную презентацию научной работы на английском языке учащаяся 11 класса получила приглашение на XIX соревнование молодых ученых Евросоюза в г. Валенсия (Испания), где она также представила свою работу на английском языке. На Всероссийском конкурсе учебно-исследовательских экологических проектов школьников «Человек на Земле» лицеистка была награжена дипломом VII ступени. По результатам участия в Соревновании молодых ученых Европейского Союза молодой исследователь была заявлена кандидатом в состав национальной делегации Российской Федерации для участия в Международной научной выставке «ЭКСПО-НАУКА 2007» / Esi’2007 (г. Дурбан, ЮАР).
В 2008 году по итогам X Московской городской научно-практической конференции старшеклассников на иностранных языках «Лингва», XV Всероссийской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» молодые исследователи награждены Дипломом лауреата и Дипломом II степени.
В 2009 году учащаяся 11 класса была включена в состав Национальной делегации Российской Федерации для участия в Лондонском международном молодежном научном форуме (29 июля – 12 августа 2009 г.) по результатам участия в XVI Всероссийской научной и инженерной выставке молодых исследователей «Шаг в будущее». Еще одна лицеистка получила диплом Американского метеорологического общества. Работа одной из учащихся была рекомендована для публикации в сборнике «Научные труды молодых исследователей программы «Шаг в будущее» (том 12, 2009 год). Эта учащаяся включена в состав Национальной делегации Российской Федерации для участия в Международной научной выставке «ЭКСПО-НАУКА» / ESI’2009 (Набул, Тунис, 23-29 июля 2009 г.).
В 2010 году учащаяся 11 класса награждена дипломом Американского метеорологического общества. В том же году лицеистка 11 класса завоевала диплом III степени большого научного жюри. Этой же работе был присужден Диплом лауреата и Диплом лаборатории биомониторинга на VI Российском соревновании юных исследователей «Шаг в будущее. Юниор» (1-5 января 2010г., Москва).
В 2012 году учащиеся лицея награждены дипломами лауреата XIV научно-практической конференции старшеклассников на иностранных языках «Лингва» », а также дипломом и Малой научной медалью Российской молодежной научной и инженерной выставки «Шаг в будущее».
|
Комментарии
2013-02-2714:53:52 Прошу прощения за, может быть, тривиальный вопрос, но что Вы подразумеваете под деятельностным и гуманистическим подходами, хотелось бы уточнить?