Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Лицей естественных наук» (Киров)
На сегодняшний день в нашей стране повсеместно отмечается ухудшение соматического и нервно-психического здоровья детской популяции, снижаются физиологические показатели, функциональные резервы и адаптационные возможности [4, 5]. Число здоровых детей в 1 классе снизилось с 38,7 до 5,2%. Особенно возросла частота хронической патологии со стороны пищеварительной, нервной и иммунной систем. У каждого 10 ребенка отмечается недоразвитие познавательной способности, частота различных расстройств речи [2].
Начало систематического школьного обучения предъявляет новые требования к уровню произвольной организации психических процессов ребенка. Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте [1,3].
Цель исследования – изучить особенности адаптации учащихся младшего школьного возраста к учебным нагрузкам в условиях современной школы.
Задачи:
- исследовать динамику физического развития, умственной работоспособности, функциональных резервов и адаптационных возможностях организма младших школьников;
- выявить особенности проявления психофизиологических свойств личности, мотивации, тревожности, развития произвольного внимания учащихся 8-10 лет;
- дать анализ факторов, влияющих на процессы адаптации и состояние здоровья учащихся младшего школьного возраста.
В данной статье приводится фрагмент исследования динамики развития произвольного внимания, определяющих успешность обучения учащихся 8-10 лет в период с 2010 по 2012 г.
Методика исследования
Для определения уровня развития произвольного внимания использовали общепринятый тест Тулуз – Пьерона, который является одним из вариантов «корректурной пробы» и направлен на изучение свойств внимания.
В 2010-2012 гг. было обследовано 270 учащихся 1-3-х классов общеобразовательных школ №9, 59, 58 г. Кирова, работающих по программе здоровьесбережения. Исследования проводились в октябре, декабре и апреле в соответствии с рекомендациями института возрастной физиологии РАО в конце фазы острой адаптации (15-25 октября), в период устойчивой адаптации (15-25 декабря) и завершения освоения основного материала учебной программы (15-25 апреля).
Нами оценивалась скорость и точность выполнения задания теста. Полученные результаты сравнивались с возрастными нормами [6]. А.Л. Сиротюк (2003) выделяет 5 уровней развития произвольного внимания: низкий, слабый, средний или возрастная норма, хороший и высокий.
На первом этапе исследования произвольного внимания младших школьников было выявлена возрастная норма у 40,7% детей, низкий уровень выявлен у 9,6% учащихся. К концу учебного года увеличивается число учащихся с высоким и хорошим уровнем выполнения теста и снижается количество учащихся с низким уровнем.
При обработке информации определялся коэффициент точности выполнения теста. Возрастная норма отмечена у 29,6% детей первого класса, низкий уровень выявлен у 24,8%. За три года обучения произошли существенные изменения в показателях произвольного внимания. Однонаправленная положительная динамика наблюдалась по скорости и точности выполнения задания у 81,1% детей, показатели были на хорошем и высоком уровне, процент детей с низким уровнем снизился в 6 раз.
С учащимися, которые имели низкие показатели при выполнении теста на протяжении трех учебных лет занимались школьный психолог, психотерапевт. Занятия проводились по физкультурно-оздоровительной программе и МОУ СОШ №9 по программе «Экватор», используется как здоровьесберегающая технология.
Выводы
1. На первом этапе по результатам исследования процент детей с низким уровнем произвольного внимания составил 24,8%.
2. Целенаправленная работа с учащимися, имеющими низкий уровень развития произвольного внимания дала положительные результаты. К третьему году обучения процент детей с низким уровнем точности выполнения теста снизился в 6 раз.
3. Реализация оздоровительной программы и соблюдение гигиенических условий способствовало возрастанию хорошего и высокого уровня развития произвольного внимания, который был отмечен у 81% детей.
Литература
1. Грибанов, А.В., Канжина Н.Н. Особенности аудиомоторных реакций у детей с разным уровнем развития приозвольного внимания [Текст] / А.В. Грибанов, Н.Н. Канжина // Экология человека. 2008. №5. – С. 44-47.
2. Депутат, И.С. Психофизиологическая характеристика интеллекта у детей с СДВ с гиперактивностью: дисс. канд. биол. наук [Текст] / И.С. Депутат. – Архангельск. 2007. – 123 с.
3. Кучма, В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий [Текст] / В.Р. Кучма. – М.: Изд-во Научного центра здоровья детей РАМН. 2001. – С. – 24 – 27.
4. Куинджи, Н.Н, Степанова М.И. Современные технологии обучения школьников и их влияние на здоровье [Текст] / Н.Н. Куинджи, М.И. Степанова // Санитария и гигиена. – 2000. – С. – 44-48.
5. Кучма, В.Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий [Текст] / В.Р. Кучма. – М.: Изд-во Научного центра здоровья детей РАМН. 2001. – С. – 24 – 27.
6. Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения [Текст] / А.Л. Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера. 2003. – 288 с.
|