КОГОАУ «Лицей естественных наук» (г. Киров)
В начальной школе на учителя ложится огромная ответственность за формирование ученика как читателя. Успешность обучения по всем предметам определяется качеством читательских навыков школьника, но интерес к самостоятельному чтению проявляется у ребенка только тогда, когда он овладевает самим процессом чтения. В своей работе учителя часто сталкиваются с некоторыми проблемами: порой ученики затрудняются в построении логически оформленного высказывания, допускают смысловые ошибки при перечислении событий, поступков и действий героев произведения, испытывают трудности в построении рассказа – описания, повествования. Как же избежать подобных ошибок и помочь ребенку осознать цель и последовательность своих действий с тем или иным материалом? Возможно использование различных памяток, которые содержат алгоритм действий. «Желательно, чтобы опираясь на эти «памятки», ученик научился структурировать каждое новое понятие, устанавливать последовательные и причинно - следственные связи между понятиями.»[7, стр. 28] Наиболее эффективным средством осознания учебного материала является моделирование. Использование данного метода обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся, формирует навыки учебного труда, умение сотрудничать, самостоятельно добывать информацию, повышать интерес к самостоятельной читательской деятельности.
Моделирование – это метод опосредованного познания, при котором изучается не интересующий нас объект, а его заместитель (модель), находящийся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом, способный замещать его в определенных отношениях и дающий при его исследовании новую информацию о моделируемом объекте.[10]
В период начального образования основным показателем развития знаково-символических универсальных учебных действий становится моделирование. В связи с этим большое значение приобретает формирование следующих универсальных учебных действий:
-кодирование/ замещение;
-декодирование/считывание информации;
-умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы).
-умение строить схемы, модели и т.п.[1, стр. 93].
Анализ современной методической литературы позволяет выделить некоторые типы уроков литературного чтения «в соответствии с формированием того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности: урок постановки учебной задачи; урок решения задачи; урок моделирования и преобразования моделей; урок решения частных задач;
урок контроля и оценки» [9, с. 12].
А.К.Дусавицкий в своей книге «Урок в начальной школе: Реализация системно-деятельностного подхода к обучению» выделяет урок моделирования и преобразования моделей. Такой тип урока направлен на раскрытие секретов «устройства» произведений какого-либо жанра или особенностей функционирования какого-либо художественного приёма.
Работа сопровождается составлением соответствующей модели с тем, чтобы учащиеся, действуя по ней, могли впоследствии руководствоваться ею в своём собственном литературном творчестве. [6]
Например, при знакомстве с произведением В.Росина «Друзья познаются в беде» учитель предлагает учащимся творческое задание с использованием моделей эмоций и чувств: «Рассмотри вагончики. Отметь значком Ѵ тот вагончик, на котором обозначены эмоции и чувства белочки на протяжении рассказа. Или сам нарисуй в вагончике №3 модели эмоций и чувств белочки. Объясни свой выбор».
Выполняя данное задание, ученики упражняются в построении логически оформленного высказывания. Анализируя и оценивая поступки и действия главных героев, они пополняют запас жизненных впечатлений, представлений, переживаний, учатся преодолевать собственные слабости, стремятся прийти на помощь другу и тому, кто слабее.
Рассмотрим примеры заданий, которые были разработаны творческим коллективом Бершанской О.Н., Дегтеревой Г.Д., Кузнецовой М.В и опубликованы в авторских тетрадях по литературному чтению «Читая - думаю» для 1-2 класса.
При знакомстве с произведением М. Пришвина «Черемуха» ученикам предлагается выполнить моделирование для последующего сравнения объектов.
Ученики дополняют первый отрывок моделью, обозначающую печаль , а второй отрывок моделью, обозачающую радость . Для формирования выразительного чтения можно дать детям установку при чтении: «Попробуй заинтересовать своим чтением слушателей, постарайся передать при чтении те чувства, которые ты обозначил на моделях».
На каждом уроке, работая с произведениями разных жанров мы формируем у детей духовно–нравственные ценности, предлагая самостоятельно соотносить поступки героев с собственными, давать им нравственную оценку, развиваем такие качества, как сочувствие, сопереживание, милосердие, любовь к ближнему. Важно, чтобы ученики научились полноценно воспринимать художественное произведение. Они должны с помощью воображения представить, описанную автором жизнь и пережить ее как реальную, отозваться душой на переживания героев и соотнести их со своей жизнью и своими переживаниями. Важно строить уроки литературного чтения так, чтобы рассуждения учеников о собственном отношении к прочитанному пронизывали всю работу над текстом. Для определения чувств, испытанных самим ребенком при знакомстве с рассказом К.Паустовского «Прощание с летом» можно предложить ученикам обозначить свои эмоции на моделях.
В результате апробации рабочих тетрадей «Читая – думаю», выяснилось, что, существенные признаки и связи, зафиксированные в модели, становятся наглядными для учащихся тогда, когда эти признаки, связи были выделены самими детьми в их собственном действии, т.е. когда они сами участвовали в создании модели.
Положительное отношение к чтению, формирование личностных универсальных действий начинается с той минуты, когда ученик почувствует себя участником событий, которые изображены писателем, когда откроет личностный смысл в читаемом.
Рассмотрим пример использования моделирования для формирования нравственно-этической ориентации младших школьников. При знакомстве с произведением В.Осеевой «Волшебное слово» на этапе анализа образа главного героя ученики понимают, какую гамму чувства он испытывает: радость, одиночество, тревогу, беспокойство, отчаянье, надежду, обиду и др. Персонаж и ситуация, в связи с которыми возникли чувства, рассказывают ученикам об эмоциональных переживаниях главного героя, что ему приятно, а что доставляет боль, где он чувствует себя успешным, ощущает поддержку. Учитель предлагает рассмотреть предложенные модели, выбрать из них те, которые отражают эмоции и чувства Павлика на протяжении рассказа и обозначить смену чувств цифрами.
Использование моделирования на уроках литературного чтения способствует повышению эффективности обучения и общеразвивающему эффекту, позволяет формировать у учащихся умение исследовать литературный текст, составлять модельный план, работать с блок-схемами, таблицами. Все это способствует пониманию содержания произведения, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания, формулировать и высказывать собственные суждения.
Библиографический список
1. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др., под ред. А.Г. Асмолова.- 3-е изд.-М.: Просвещение, 2011.-152с. : ил. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя.
2. Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д. Читая-думаю. 1 кл.: тетрадь по литературному чтению. – 2-е изд., перераб. и доп. – Киров: ООО «Кировская областная типография», 2010. – 76 с.: илл.
3. Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д., Кузнецова М.В. Читая-думаю. 2 кл., ч.1: тетрадь по литературному чтению. - Киров: ООО «Кировская областная типография», 2009.
4. Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д., Кузнецова М.В. Читая-думаю. 2 кл., ч.2: тетрадь по литературному чтению. // Киров: КОГУЗ «МИАЦ», 2009. – 80 с.: илл.
5. Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д. «Моя шкатулка» Справочник по литературному чтению. - Киров: ООО «Кировская областная типография», 2010.
6. Дусавицкий, А.К. Урок в начальной школе : Реализация системно_деятельностного подхода к обучению : кн. для учителя / А.К. Дусавицкий [и др.]. – 4_е изд. – М. : Вита_пресс,2012.
7. Матвеева, Е.И. Деятельностный подход к обучению в начальной школе : урок литературного чтения (из опыта работы) / Е.И. Матвеева, И.Е. Патрикеева. – 3_е изд. – М.: Вита-пресс, 2012.
8. М.И.Оморокова Основы обучения чтению младших школьников: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 128с.
9. Сост. А.А. Ермолаева. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009. – 144с. – (Уроки мастерства). Моделирование на уроках в начальной школе: модели, разработки уроков, практические задания, проектная деятельность.
10. Карпенко, А. В. Использование метода моделирования на уроках математики в начальной школе [Текст] / А. В. Карпенко // Начальная школа плюс до и после. – 2005. – № 11 – С. 53–58.
|