Кировское областное государственное образовательное автономное учреждение «Лицей естественных наук» (город Киров)
С точки зрения организации образовательного процесса в условиях перехода на новые стандарты образования период обучения в 5 – 6-м классе следует считать продолжением работы, начатой в начальной школе. А ее особенностью – учет личностных новообразований данного возрастного периода. Среди них в исследованиях чаще всего указаны: увеличение объема памяти; широта познавательных интересов; переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому виду мышления, мышления в понятиях; формирующееся чувство взрослости. Реализация этого потенциала в значительной мере зависит от его востребованности в процессе обучения.
Кроме того, стремительное изменение информационно-технологической среды на развитие личности ученика имеет неоднозначное влияние. Так, каждый современный человек живет в условиях информационного прессинга. Отличительная черта которого в том, что колоссальный объем информации уже содержит чужие интерпретации и оценки. Последствия этого негативного явления многообразны.
Во-первых, у обучаемых не формируется привычка в анализе причинно-следственных связей.
Во-вторых, неумение извлекать смысл из ситуации, выявлять суть информации ведет и к другим негативным последствиям. К ним следует отнести, например, отсутствие потребности в создании собственной интерпретации факта или явления, оценку степени доверия к источнику информации.
В-третьих, переходя в личный опыт, создает потребительское отношение к информации и знанию, к внутренней необходимости в нем и к процессу получения знания, отсутствию потребности самообразования, совершенствования математической культуры.
Таким образом, нейтрализация этой группы негативных факторов в контексте формирования современных образовательных результатов, к которым относится математическая функциональная грамотность[1],[2],[3] предполагает построение учебной деятельности как постижение ее смысла путем установления зависимостей между математическими понятиями, фактами, явлениями, их включенности в общую структуру других взаимосвязанных с ним понятий фактов, явлений; знаний сущности математических методов и условий их применения методами математической деятельности, к которым наряду со специфическими (измерениями, вычислениями и т.д.) следует отнести и эмпирические методы (наблюдение, анализ, сравнение); общелогические умения; коммуникативные умения выявления причинно-следственных связей. Их обнаружение – важнейший компонент учебной деятельности, который оказывает существенное влияние как на усвоение сущности математических понятий так и процессуальной стороны математической деятельности в целом.
Другой неоднозначный фактор, влияющий на образовательную ситуацию, связан с доступностью использования новых информационно-технологических возможностей. Широта познавательных интересов часто переходит в увлечение современных школьников виртуальным общением, что в отсутствие смысловых регулятивов, ведет не только к некритическому отношению к информации и потребности самообразования, но может стать причиной снижения навыка слушания и понимания. И, следовательно, возникновения коммуникативных затруднений при взаимодействии с учителем и одноклассниками. Это проявляется в установлении причинно-следственных связей при анализе общения. Отсутствие умений, связанных с анализом общения, приводит к нарушению собственно общения: формированию коммуникативных намерений, их реализации, оценке коммуникативных недостатков и удач. Обнаруживается во всех видах коммуникативного взаимодействия, например, при организации эвристической беседы при постановке целей урока, учебных задач и т.п.; при восприятии и последующем воспроизведении учащимися нового материала и т.д.; при анализе их ответов одноклассников, при сравнении их ответов с рассуждениями, предложенными в качестве образца учителем или учебником. Что не может не сдерживать развитие исследовательской активности учащихся.
Не случайно А.А. Окунев считает, что преодоление противоречий, связанных с низкой коммуникативной культурой учащихся и учителя – одно из условий успешной организации учебного процесса [4].
Еще один негативный результат информационного и виртуального прессинга – малый словарный запас. Применительно к математике это ведет к трудностям формирования качественной понятийной базы, в которой каждый термин наполнен личностным смыслом, что препятствует развитию коммуникации и рефлексии над информацией, полученной визуальным и другими путями. В случае, когда анализ визуальной информации не заканчивается необходимой собственной вербализацией (например, работа с чертежом или чтение текста, насыщенного терминами), то в сознании ученика не возникает цельный образ, а, значит, отсутствуют связи между изученным и изучаемым материалом. Чужие интерпретации не только не способствуют, но тормозят развитие восприятия, мыслительных операций, то есть не формируется операционально-познавательный компонент математической функциональной грамотности.
Комбинация перечисленных выше факторов имеет еще одно последствие – неумение работать с учебным текстом, поскольку математический текст даже в учебниках для 5 – 6-х классов достаточно специфичен, а работа с ним требует от учащегося развития всех элементов смысловой сферы: достаточно широкого словарного запаса, наличия качественной понятийной базы, сформированных навыков работы с текстовой и визуальной информацией, умений ставить учебные задачи, связанные с анализом текста: определять главную мысль параграфа (пункта, отрывка), находить связи между изученным и изучаемым материалом и т.п. Описанные выше факторы оказывают значительное влияние на развитие осознаваемых способов и приемов деятельности учащихся. При том, что такая, казалось бы, положительная возрастная характеристика как увеличение объема памяти, при определенных условиях организации учебного процесса может играть и отрицательную роль – с ее помощью ученик пытается компенсировать недостатки развития собственного мышления.
Психолого-педагогической основой собственной методической концепции, учитывающей описанные факторы, стали исследования В.П. Зинченко. В них большое внимание уделяется вопросам обучения, опирающегося не только на развитие памяти, но и на совершенствование умений, направленных на развитие всех видов понимания. В.П. Зинченко каждый уровень понимания сопоставлял с развитием языка. Применительно к обучению математике в 5 – 6-х классах это соответствует переходу с естественного языка, где сначала все понятия опираются на наглядно-образные представления, к абстрактно-логическому виду описаний фактов, явлений. В этом случае предметные и методологические знания становятся условием и средством продвижения ученика в изучении математического содержания и совершенствования процессуальной стороны этой деятельности. Осознание этого факта соответствует началу перехода от математической функциональной неграмотности к более высоким образовательным уровням – математической компетентности и математической культуре. Опыт показывает, что при переходе в новые условия преодоление типичных затруднений учащихся требует времени и специальной организации учебного процесса, учитывающей названные выше факторы.
Литература
1. Иванова Т.А. Цели и содержание школьного математического образования в контексте современных стандартов. Проблемы совершенствования математической подготовки в школе и вузе/Материалы всероссийской конференции//Под ред. В.Л. Матросова, Л.И. Боженковой. – М., ФГБОУ ВПО МПГУ, Калуга: «Эйдос», 2012. С. 109 – 111.
2.Иванова Т.А., Симонова О.В. Структура математической грамотности школьников в контексте формирования их функциональной грамотности//Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. №1(1). С.125 – 129.
3.Симонова О.В. Некоторые условия формирования новых образовательных результатов по математике. Проблемы совершенствования математической подготовки в школе и вузе/Материалы всероссийской конференции//Под ред. В.Л. Матросова, Л.И. Боженковой. – М., ФГБОУ ВПО МПГУ, Калуга: «Эйдос», 2012.С. 178 – 180.
4. Окунев А.А. Выстраивание собственного понимания школьного курса математики //Математика в школе. –2007. №1. –С.20 – 26: №3 –С.57 – 63.
|