Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Полезная информация

 
 

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПО ТЕМЕ «ПАРАДОКСЫ БАСЕН И.А. КРЫЛОВА»

Печать E-mail
Автор Деминова Л.И.   
16.02.2013 г.

Кировское областное государственное общеобразовательное учреждение «Лицей естественных наук» (г.Киров)

Эта работа опубликована в сборнике научных трудов "Актуальные проблемы современной науки" c материалами X Юбилейной Международной Телеконференции (Том 2, №1, 2013 год)

 

Конспект урока.

1.Вступление. Сегодняшний урок мне хотелось бы начать словами замечательного русского поэта Н. Рыленкова.

                 Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться,

                 Чтоб тихой любовью наполнилось сердце.

                  Здесь мало услышать – здесь вслушаться нужно,

                  Чтоб в душу созвучья нагрянули дружно…

Строки эти посвящены любви к родной русской природе, но, мне кажется, их в полной мере можно отнести  к умению читать классическую литературу. Чтобы понять, по достоинству  оценить и полюбить классику, нужно уметь вслушиваться и всматриваться в слово.

2. Обратимся к  очень известному четверостишью А.С.Пушкина, которое, я уверена, было у вас на слуху не раз.     Давайте попробуем вслушаться, всмотреться в каждое слово и по-новому посмотреть на знакомые фразы.

·         Демонстрация  слов на экране.

О, сколько нам открытий чудных

                                                    Готовит просвещенья дух!

                                                    И опыт, сын ошибок трудных,

                                                    И гений, парадоксов друг.

Задание по парам: дать целостное толкование  цитаты А.С.Пушкина:

·         Какое лексическое значение вложено в словосочетание «просвещенья дух»?

·         Раскройте смысл тропов «опыт, сын ошибок трудных» (почему «трудных» и почему «друг парадоксов»?)

                                                  Прокомментируйте  мысль поэта в целом

Комментарии. В словаре С.Ожегова дано 7 значений слова «дух».               

      1. дух – сознание, мышление; то, что побуждает к деятельности.

Дух просвещенья – стремление к познанию нового, неизвестного. На пути к неизведанному исследователей ждёт много открытий. Путь этот тернистый, полный  и разочарований («опыт, сын ошибок трудных…»), и неожиданностей («парадоксов друг»), но очень увлекательный («о, сколько нам открытий чудных готовит…»).

3.   Итак, путь исследований - это путь ошибок, парадоксов и открытий. Сегодня на уроке мы стоим на этом пути. Давайте вслушиваться, всматриваться в слово, и нас ждут открытия.

                              Тема нашего урока «Парадоксы басен Крылова ». 

Парадокс – это странное мнение, высказывание, расходящееся с общепринятыми мнениями, научными положениями ,иногда противоречащее здравому смыслу.

 Гений – это тот, кто увидел необычное в обычном.

Обратимся к басням Крылова и постараемся  взглянуть на них глазами гениев.   ..Предлагаю вам  первое маленькое исследование:

·         Как вы думаете, от какого слова произошло слово «басня»? Расшифруйте его, приведите примеры однокоренных слов, синонимов слова «басня».

                     Комментарии: От слова «баять» - увлекательно говорить. Синоним –байка. Однокоренные слова: обаять, обаятельный.

·         Почему же тогда не байка, а басня? Какое ещё слово в русском языке образовано таким же способом?

                    Комментарии. Песня – от петь, басня  - от баять.

              Песня и басня – это жанр литературы, а байка (разг.) - это жанр УНТ.

·         Назовите известных  вам  баснописцев, начиная с древности.

·         Почему же Белинский назвал И.А.Крылова первым русским баснописцем…..?

                            ( первым – в значении «самым лучшим»)

                  Комментарии. «Можно забыть, что читаешь стихи: так этот рассказ лёгок, прост и свободен! Между тем, какая поэзия! Я разумею здесь под словом поэзия искусство представлять предметы так живо, что они кажутся присутственными…» В.А.Жуковский

  •  Что же такого необыкновенного в языке басен Крылова? ….и почему «басни И.А.Крылова нельзя переводить ни на какой иностранный язык»? (Белинский В.Г.)

                . Комментарии. Его басни написаны разностопным ямбом, т.е. басенным стихом, приближающимся к разговорной речи. В своих баснях  Крылов искусно соединил книжную, поэтическую возвышенную и разговорную лексику, включая просторечия, отсюда та необыкновенная «лёгкость, простота и свобода» языка, которыми не переставали восхищаться В.А.Жуковский и Н.В.Гоголь. «Он умел так по-русски смотреть на вещи, и язык его басен настолько связан с живой разговорной стихией, что их нельзя переводить ни на какой иностранный язык»? (Белинский В.Г.)

  • Презентация «Живая разговорная стихия» басни И.А.Крылова «Лягушки, просящие царя»

А теперь снова  обратимся к последней строчке А.С.Пушкина.

 « Гений – парадоксов друг»-  тот, кто способен в абсурде, в несоединимом увидеть НЕЧТО, что и сделал Крылов. Вот и первый парадокс басен Крылова_- их язык.

      А.С.Пушкин определил Крылова как «представителя духа» русского народа, выразившего отличительные черты именно русского нрава: «живописный способ выражаться, насмешливость и весёлое лукавство ума».

             П.Вяземский, отнюдь не принадлежавший к числу поклонников Крылова, писал о нём: «Крылов вовсе не беззаботный, рассеянный и до ребячества простосердечный, каким слывет он у нас. Но во всём и всегда был он, что называется, себе на уме. Басни были  его призванием,…здесь он мог  многое говорить, не проговариваясь…»

  • Давайте попытаемся  разгадать ещё одну загадку басен Крылова.
  • Обратимся к давно известной вам басне «Ворона и Лисица»  и попытаемся взглянуть на неё другими глазами.

Как известно, сюжеты многих басен Крылова заимствованы,  в т.ч сюжет  данной басни «Ворона и Лисица» встречается у Эзопа и А. Сумарокова.

                  Сравним эти басни.

1.       Сопоставьте морали всех басен. Против кого направлена басня Эзопа, Сумарокова, и кого, исходя из морали, осуждает Крылов?

2.       Кому из героев явно сочувствует автор? Докажите.

3.       Почему   Крылов вместо Ворона, как и Сумароков, вводит в басню Ворону?

4.       Почему в конце басни крыловская Лисица  воздерживается от прощального наставления Вороне, в отличие от Лисы из басни Эзопа?

5.       Как описывает Крылов Ворону и Лисицу: сравните лексику, синтаксис , интонацию.

6.       Почему Ворона у Крылова – вещунья?

7.       Почему Ворона каркнула не во всё горло, а во всё воронье горло?

              Вывод: на чьей стороне Крылов-рассказчик? Явно, симпатии и автора, и читателей на стороне Лисицы

·         В чем  же парадокс?

                       Обратимся к морали басни: «Лесть гнусна, вредна

Оказывается, мораль  совершенно не находит подтверждения  в содержании басни.Лесть не вредна и не низка - она  блестящее оружие борьбы с глупостью и спесивостью тех (вещунья),  кто в этой жизни в силу обстоятельств, а далеко не по заслугам,  оказался сидящими намного выше остальных.

Перед нами не просто осмеяние глупости – перед нами месть за унижение всех, волею обстоятельств поставленных ниже, в менее выгодные условия, кому кусок сыра не достался, хотя они, может, имеют на него куда большие права.

Итак, басня  Крылова по своему внутреннему содержанию посвящена не осуждению лести, а восхвалению особого таланта использования лести, что является прямо противоположным заявленной морали.

Перед нами ещё один парадокс басен Крылова.

         Л.С.Выготский  писал по этому поводу: «Нередко мораль в басне Крылова является лишь литературной маской».

 И снять эту маску под силу только вдумчивому читателю, который умеет вчитываться и вглядываться в слово.

 

    Сегодня это попытались сделать ваши одноклассницы Баранова С. и Беккер Ж..

Они представят своё прочтение басни Крылова «Синица».

·         Презентация «Моё прочтение  басни Крылова «Синица».

 

Домашнее задание. Попытаться прочесть «по-новому», найти подтекст одной из басен Крылова : «Любопытный», «Волк и ягнёнок», «Лягушка и вол»  

Последнее обновление ( 31.03.2013 г. )
 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99