Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Полезная информация

 
 

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ СРЕДСТВАМИ СУБЪЕКТИВИЗАЦИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ УУД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Печать E-mail
Автор Пантюхина Н.А.   
16.02.2013 г.
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Вятская гуманитарная гимназия с углублённым изучение английского языка» (г.Киров)
 
 
 
К современному уроку в начальной школе предъявляются многочисленные требования. Он должен быть обучающим, в максимальной степени развивающим, воспитывающим, личностно-ориентированным. Работа по новым федеральным государственным стандартам требует от учителя серьёзного переосмысления приемов и методов, используемых на уроке. На первое место в учебном процессе выходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Одной из функций универсальных учебных действий является: «…обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности…». [Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/под ред. А.Г.Асмолова - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010, с.27] Значит, учителю необходимо использовать технологии, создающие условия для развития мотивации, самостоятельности, способствующие формированию приёмов исследовательской деятельности.
Наше образовательное учреждение имеет глубокие традиции в поисках путей обновления содержания образования в соответствии с вызовами времени. Несколько лет в гимназии работала творческая группа учителей начальной школы по теме: «Развитие учащихся начальных классов на уроках русского языка и литературного чтения средствами субъективизации», под руководством доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования ВятГГУ Бакулиной Галины Александровны. В соответствии с принципами данной методики на уроках идет учебное сотрудничество (учитель – ученик, ученик – ученик). На новом структурном этапе урока, мобилизующем, детям предлагаются интеллектуально-речевые задачи. Они не только включают в работу важнейшие интеллектуальные качества учащихся (память, внимание, мышление, речь и т.д.), но и помогают ученикам сформулировать тему урока, а затем его дидактическую цель.
Например:
На доске запись: Сочинение, диктант, изложение, списывание.
Уч-ль. Прочитайте слова, исключите одно  слово по самостоятельно найденному признаку.
Уч-к. Сочинение, диктант, изложение, списывание. Можно исключить слово
диктант – это существительное мужского рода, а остальные существительные – среднего рода.
Уч-к. Можно исключить слово диктант. В этом слове 2 слога, а в остальных словах – по 5 слогов.
Уч-ль. Из оставшихся слов исключите одно, учитывая вид работы.
Уч-к. Сочинение, изложение, списывание. Лишнее слово – списывание. Списывание не является видом творческой работы. А сочинение и изложение – это виды творческой работы.
Уч-ль. Назовите, какой из двух видов творческой работы предполагает письменный пересказ авторского текста. Сформулируйте тему урока.
Уч-к. Изложение - вид творческой работы, который предполагает письменный пересказ авторского текста. Значит, сегодня мы будем писать изложение.
Таким образом, с первых минут урока повышает интерес детей к предстоящей работе; усиливается речемыслительная нагрузка. Младшие школьники учатся фиксировать затруднения в учебной деятельности, ставить цель, строить способы достижения цели. С 1 класса учащиеся не только наблюдают, сравнивают, классифицируют, рассуждают, проводят обобщение, но и учатся фиксировать результаты своих наблюдений и действий словесно, знаками, графически. Гимназисты учатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, аргументировано высказывать свою точку зрения, работать с готовыми знаковыми и графическими моделями, создавать свои модели.
Например:
Уч-ль. Посмотрите на запись на доске. Что вы видите? Какую работу по этой схеме можно выполнить?
Image
                              М     ...    Л
 
Уч-к.  По этой схеме можно составить слова. Например, мал, мол, мул, мыл, мил…
Способность к контролю, самоконтролю вырабатывается при выполнении упражнений, предложенных учителем, например, в такой форме:
Тема: Ударение (закрепление изученного).
Уч-ль. Ученик выходит к доске. Он будет отвечать на мои вопросы, работая с обратной стороны доски. А вы работаете в тетради. Если вы верите тому, что я говорю, то ставите «плюс». Если не верите – «минус».
1. Верите ли вы, что, сколько в слове гласных, столько и слогов?
2. Верите ли вы, что в слоге не может быть двух согласных?
3. Верите ли вы, что все слоги в слове произносятся одинаково?
4. Верите ли вы, что в слове всегда только один ударный слог?
(Проверка правильности ответов водящего с устным доказательством и самопроверка.) Так на уроках закладываются основы регулятивных учебных действий.
Эффективным методическим средством для формирования коммуникативных УУД являются задания, содержащие диалоги, рассуждения. Важно, чтобы тексты, для таких заданий были интересными. Уже с первого класса на уроках предлагаются задания, выполняемые в парах. Ученики знакомятся с основными правилами общения, поведения на уроках, простейшими правилами работы в парах, т.е. приобретают опыт совместной работы.
Система заданий творческого и поискового характера направлена на развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий. В каждой теме формулируются проблемные вопросы, учебные задачи или создаются проблемные ситуации. Учащиеся включаются в поиск ответа, выдвигают предположения, обсуждают, делают выводы и таким образом, овладевают новыми знаниями. 
Например:
Уч-ль. Прочитайте слова, записанные на карточках. Что они могут обозначать?
Хлеборост       Грязник                   Травник      Жнивень         Студень 
Снегогон         Ветродуй                Хмурень      Протальник   Страдник
Уч-к. Так наши предки называли месяца.
Уч-ль. Соотнесите с современными названиями месяцев. Объясните свой выбор.
Уч-к. ( Находит пару и доказывает свой выбор).
Грязник  -    октябрь
Хмурень  -   сентябрь …
Уч-ль. Какие бы названия вы дали оставшимся месяцам?
Уч-к. Ноябрь – листогной
          Декабрь – стужайло …..
Уч-ль.  А какой ваш любимый месяц? Сочините двустишие о любимом месяце.
Используя методику обучения средствами субъективизации, мы реализуем основные замыслы личностно - ориентированного урока: 
на уроке происходит обучение целеполаганию и планированию собственной деятельности;
серьёзное внимание уделено развитию мотивационной сферы, образовательный процесс обогащен позитивными эмоциями;
созданы условия для проявления познавательной активности учащихся,
деятельность учащихся ориентирована на развитие интеллектуальных умений, на формирование учебной деятельности (а не на передачу учебной информации), освоение компонентов учебной деятельности (учебная задача, учебные действия, самоконтроль, самооценка);
повышена степень самостоятельности в учебной деятельности.
Таким образом, опыт работы учителей начальной школы нашей гимназии показывает, что использование методики обучения средствами субъективизации способствует формированию универсальных учебных действий  младших школьников.

Литература:
1. Бережных Е.В., Гашкова Е.Л. Учимся думать и говорить. Уроки русского языка в 1 классе. Учебно-методическое издание. – Киров, 2009-148 с.
2. Воронцов А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:Вита-Пресс, 2011- 72с.
3. Изложения в начальной школе: развитие, активность, творчество: учебно-методическое пособие. – Киров, 2011 – 96 с.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /под редакцией А.Г.Асмолова. М.: Просвещение, 2008– 151с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ № 373 Минобрнауки России от 06.10.2009, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009, рег. № 17785).
6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий: пособие для учителя//под ред. А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение, 2010 - 159с.
Последнее обновление ( 31.03.2013 г. )
 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2022.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99