Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Вятская гуманитарная гимназия с углублённым изучение английского языка» (г.Киров)
К современному уроку в начальной школе предъявляются многочисленные требования. Он должен быть обучающим, в максимальной степени развивающим, воспитывающим, личностно-ориентированным. Работа по новым федеральным государственным стандартам требует от учителя серьёзного переосмысления приемов и методов, используемых на уроке. На первое место в учебном процессе выходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Одной из функций универсальных учебных действий является: «…обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности…». [Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/под ред. А.Г.Асмолова - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010, с.27] Значит, учителю необходимо использовать технологии, создающие условия для развития мотивации, самостоятельности, способствующие формированию приёмов исследовательской деятельности.
Наше образовательное учреждение имеет глубокие традиции в поисках путей обновления содержания образования в соответствии с вызовами времени. Несколько лет в гимназии работала творческая группа учителей начальной школы по теме: «Развитие учащихся начальных классов на уроках русского языка и литературного чтения средствами субъективизации», под руководством доктора педагогических наук, профессора кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования ВятГГУ Бакулиной Галины Александровны. В соответствии с принципами данной методики на уроках идет учебное сотрудничество (учитель – ученик, ученик – ученик). На новом структурном этапе урока, мобилизующем, детям предлагаются интеллектуально-речевые задачи. Они не только включают в работу важнейшие интеллектуальные качества учащихся (память, внимание, мышление, речь и т.д.), но и помогают ученикам сформулировать тему урока, а затем его дидактическую цель.
Например:
На доске запись: Сочинение, диктант, изложение, списывание.
Уч-ль. Прочитайте слова, исключите одно слово по самостоятельно найденному признаку.
Уч-к. Сочинение, диктант, изложение, списывание. Можно исключить слово
диктант – это существительное мужского рода, а остальные существительные – среднего рода.
Уч-к. Можно исключить слово диктант. В этом слове 2 слога, а в остальных словах – по 5 слогов.
Уч-ль. Из оставшихся слов исключите одно, учитывая вид работы.
Уч-к. Сочинение, изложение, списывание. Лишнее слово – списывание. Списывание не является видом творческой работы. А сочинение и изложение – это виды творческой работы.
Уч-ль. Назовите, какой из двух видов творческой работы предполагает письменный пересказ авторского текста. Сформулируйте тему урока.
Уч-к. Изложение - вид творческой работы, который предполагает письменный пересказ авторского текста. Значит, сегодня мы будем писать изложение.
Таким образом, с первых минут урока повышает интерес детей к предстоящей работе; усиливается речемыслительная нагрузка. Младшие школьники учатся фиксировать затруднения в учебной деятельности, ставить цель, строить способы достижения цели. С 1 класса учащиеся не только наблюдают, сравнивают, классифицируют, рассуждают, проводят обобщение, но и учатся фиксировать результаты своих наблюдений и действий словесно, знаками, графически. Гимназисты учатся планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, аргументировано высказывать свою точку зрения, работать с готовыми знаковыми и графическими моделями, создавать свои модели.
Например:
Уч-ль. Посмотрите на запись на доске. Что вы видите? Какую работу по этой схеме можно выполнить?
М ... Л
Уч-к. По этой схеме можно составить слова. Например, мал, мол, мул, мыл, мил…
Способность к контролю, самоконтролю вырабатывается при выполнении упражнений, предложенных учителем, например, в такой форме:
Тема: Ударение (закрепление изученного).
Уч-ль. Ученик выходит к доске. Он будет отвечать на мои вопросы, работая с обратной стороны доски. А вы работаете в тетради. Если вы верите тому, что я говорю, то ставите «плюс». Если не верите – «минус».
1. Верите ли вы, что, сколько в слове гласных, столько и слогов?
2. Верите ли вы, что в слоге не может быть двух согласных?
3. Верите ли вы, что все слоги в слове произносятся одинаково?
4. Верите ли вы, что в слове всегда только один ударный слог?
(Проверка правильности ответов водящего с устным доказательством и самопроверка.) Так на уроках закладываются основы регулятивных учебных действий.
Эффективным методическим средством для формирования коммуникативных УУД являются задания, содержащие диалоги, рассуждения. Важно, чтобы тексты, для таких заданий были интересными. Уже с первого класса на уроках предлагаются задания, выполняемые в парах. Ученики знакомятся с основными правилами общения, поведения на уроках, простейшими правилами работы в парах, т.е. приобретают опыт совместной работы.
Система заданий творческого и поискового характера направлена на развитие у учащихся познавательных универсальных учебных действий. В каждой теме формулируются проблемные вопросы, учебные задачи или создаются проблемные ситуации. Учащиеся включаются в поиск ответа, выдвигают предположения, обсуждают, делают выводы и таким образом, овладевают новыми знаниями.
Например:
Уч-ль. Прочитайте слова, записанные на карточках. Что они могут обозначать?
Хлеборост Грязник Травник Жнивень Студень
Снегогон Ветродуй Хмурень Протальник Страдник
Уч-к. Так наши предки называли месяца.
Уч-ль. Соотнесите с современными названиями месяцев. Объясните свой выбор.
Уч-к. ( Находит пару и доказывает свой выбор).
Грязник - октябрь
Хмурень - сентябрь …
Уч-ль. Какие бы названия вы дали оставшимся месяцам?
Уч-к. Ноябрь – листогной
Декабрь – стужайло …..
Уч-ль. А какой ваш любимый месяц? Сочините двустишие о любимом месяце.
Используя методику обучения средствами субъективизации, мы реализуем основные замыслы личностно - ориентированного урока:
• на уроке происходит обучение целеполаганию и планированию собственной деятельности;
• серьёзное внимание уделено развитию мотивационной сферы, образовательный процесс обогащен позитивными эмоциями;
• созданы условия для проявления познавательной активности учащихся,
• деятельность учащихся ориентирована на развитие интеллектуальных умений, на формирование учебной деятельности (а не на передачу учебной информации), освоение компонентов учебной деятельности (учебная задача, учебные действия, самоконтроль, самооценка);
• повышена степень самостоятельности в учебной деятельности.
Таким образом, опыт работы учителей начальной школы нашей гимназии показывает, что использование методики обучения средствами субъективизации способствует формированию универсальных учебных действий младших школьников.
Литература:
1. Бережных Е.В., Гашкова Е.Л. Учимся думать и говорить. Уроки русского языка в 1 классе. Учебно-методическое издание. – Киров, 2009-148 с.
2. Воронцов А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:Вита-Пресс, 2011- 72с.
3. Изложения в начальной школе: развитие, активность, творчество: учебно-методическое пособие. – Киров, 2011 – 96 с.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя /под редакцией А.Г.Асмолова. М.: Просвещение, 2008– 151с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ № 373 Минобрнауки России от 06.10.2009, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009, рег. № 17785).
6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: система заданий: пособие для учителя//под ред. А.Г.Асмолова. - М.: Просвещение, 2010 - 159с.
|