Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Полезная информация

 
 

РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Печать E-mail
Автор Перевощикова М.Н.   
20.02.2013 г.
Кировское областное государственное общеобразовательное   автономное  учреждение, Лицей естественных наук 
 

Актуальность  данной  темы   обусловлена  обновлением  содержания  образования, потребностью  школ  в духовно-нравственном  развитии  личности  ученика, в преодолении противоречия между  ориентацией общества  на удовлетворение материальных запросов и необходимостью  сохранить при этом духовность нации.
  Кроме   того, профиль  КОГОАУ ЛЕН    - приоритетное  изучение  наук  естественного  цикла -  заставляет  учителя  искать  такие  подходы к изучению   литературы, чтобы  сохранить и развить  интерес  к  литературе  как  виду  искусства  и  ликвидировать опасность однобокого  развития личности. 
Мы  считаем,  что духовно-нравственное развитие  личности  может  эффективно осуществляться  на  уроке  литературы, если учитель целенаправленно, в системе  использует  формы,  приемы и методы, направленные  на: 
1) осознание  учащимися  основных  личностно- значимых духовных и нравственных   ценностей и отношений,  
2) )формирование  опыта  эмоционально-ценностного отношения к миру.
Таким  образом,  сущность деятельности  учителя направлена  на 
- содержание знаний, 
- формирование  умений, 
- формирование  опыта творческой деятельности, 
- воспитание  эмоционально-ценностного  отношения к миру.
Воспитание эмоционально-ценностного  отношения к миру невозможно без нравственных и духовных поисков, среди  которых  -  искание  смысла жизни, итогом которого являются  Вера,   народ, Человек.
Духовное развитие – это процесс  переоценки  цели своей жизни с  сохранением основ нравственности.
Результатом  духовного развития  является  личность, нашедшая свое призвание в свободном творческом труде.
Выявить  и осмыслить критерии  духовности помогает литература, доказывающая, что быть поистине духовным, свободным человеком  можно даже в несвободном  государстве, независимо от материального благополучия и окружения.
Е.О.Галицких предлагает следующие критерии  духовности:
1 этап. Переживание и осознание смысла жизни. (Основа – душевность, искренность, бескорыстие)
2 этап.  Осознание – поиск ответов на смысложизненные вопросы.
3 этап. Поступок – практическое воплощение идей самосовершенствования.
(«Внешнее  поведение человека отражает гармонию души» – индийская мудрость.
Если этой гармонии  нет, то является дисгармония, стресс, агрессия)
Она же называет следующие источники духовности: философия, искусство, наука, религия.
 Литература в этом  смысле  универсальна, так как включает в себя все вышеперечисленные Е.О.Галицких источники, отражая вопросы и философии, и истории, и религии, а изучение литературоведения, методики  анализа произведения – сложная и интересная наука, развивающая гибкость ума.
В процессе  этой работы  необходимо учитывать   следующие психологические  особенности  при  отборе  содержания   урока.
5-6 класс – «наивный  реализм». Художественное произведение и действительность в  сознании ребенка  сливаются,  ученик не понимает, что автор  выдумал сюжет, события, героев. Легче всего усваиваются поэтому события. Ученик  не  осознает  идею и форму произведения.
7-8 класс – отношение к произведению личностное, субъективное, учащиеся  ищут в литературе то, что  созвучно  их душевному состоянию, их проблемам. Это  своеобразный эгоцентризм. Произведение  должно  ответить на их личные  вопросы. Задача учителя – проведение  коррекции  в  плане  идейного  анализа произведения. Однако  учащиеся этого   возраста  достаточно  хорошо  мотивируют поступки героев.
Теория  литературы  для них второстепенна. На этом  этапе  идет  бурный рост  творческого  воображения, понимание  особенностей  стиля. Учащиеся этого  возраста  чутки  к  стихотворной  речи, охотно учат произведения наизусть, изучают основы стихосложения, пробуют сами  сочинять стихи, подражая поэтам.
9-11 классы – « Я и Мир». Происходит сдвиг  интересов учащихся в мир общий. 
Их волнуют  нравственные, социальные, эстетические и философские проблемы, растет потребность увидеть целостную картину мира. Учащиеся  за  деталями  видят закономерности, в  состоянии  уловить и общую форму и деталь, однако часто  стараются  «стать над текстом», уйти в конкретно-исторический  аспект анализа.
Отталкиваясь от особенностей  возрастных психологических особенностей, необходимо  выделить  тем не менее  при  отборе  содержания урока приоритеты: Земля, Вера, Отечество, Семья, Труд (физический и духовный) как нравственная  основа жизни, Знания, которые  раскрепощают человека, Культура как система духовной жизни и Мир как обязательное  условие жизни.
В процессе  изучения литературы необходимо учитывать два  аспекта:
конкретно-исторический и общечеловеческий.
Конкретно-исторический аспект основывается на принципе историзма: произведение необходимо рассматривать в контексте времени и творчества:
- определить место произведения  среди  других в теме,
- определить место произведения в творчестве писателя,
- рассмотреть важнейшие проблемы эпохи (разные произведения. которые по-разному  освещают эпоху)
- рассмотреть движение темы, ее  актуальность сегодня.
Следовательно  внимание учителя ( совместно с вниманием к датам) должно быть сосредоточено на трех временах:
а) время создания произведения,
б) время, отраженное в произведении,
в) время обращения читателя к книге
Общечеловеческий аспект  анализа  художественного произведения – это выявление общечеловеческих ценностей произведения, создающегося на национальной  основе,
но это и вклад нации  в  мировую культуру. Феномен классики- это ценность произведения для всех. Содержание урока, таким образом, должно включать в себя следующие вопросы:
- В чем ценность произведения?
- Что нам дает изучение творчества писателя?
- Как замысел писателя отразился в форме произведения, жанре?
- Какие проблемы отражены в произведении?
- Образы  каких героев  помогают раскрыть эти проблемы по-разному?
- Какова точка зрения писателя?
- В чем  мастерство писателя, который донес до нас свое  понимание цели и смысла человеческой жизни?
Таким образом, процесс  обучения, происходящий на уроке литературы,
можно заключить в следующую схему:
 

 

О

Б

У

Ч

Е

Н

И

Е

Преподавание – учитель-

 

 

 

Взаимодействие - ученик

 

Учитель : 1.Воздействие-информация (низкий уровень)

2.Анализ обратной связи

3.Коррекция

Ученик:

1.Восприятие (Соотносится с переживанием)

2.Осмысление

( реакция, вопросы или скука), соотносится  с  осознанием.

3.Взаимодействие

(активное или пассивное) соотносится с поступком.

 

Система  реализации  идей духовно-нравственного развития личности.

1.Блок самопознания.

Цель – преодоление сомнений в необходимости осмысления бытия, вера в свои творческие возможности.

Содержание – биографический, исторический, философский материал урока,

анализ образов героев, находящихся в поиске смысла жизни.

Урок-лекция, определяющая круг обсуждаемых проблем, беседа.

Приложение

         №1

2. Блок осмысления   критериев духовного развития.

Цель- формирование опыта творческой деятельности,

опыта работы с разными источниками.  

Содержание –

исследование  текста  художественного произведения.

Урок – беседа,

ролевая  игра, мастерская.

Приложение            №2

3.Блок  открытия  источников  духовного развития.

Цель- включение источников  духовного развития в свой духовный опыт.

Содержание – исследование замысла писателя и отражение его в композиции произведения.

Урок-практикум, диспут, КСО, мастерская,

беседа.

 

Приложение №3

4. Создание  своей «духовной» лаборатории

Цель – свободная ориентация в мире книг и людей, принятие  идей самосовершенствования как стиля жизни, творческое отношение к труду.

Содержание – «сквозная» тема, проходящая  через несколько  литературных произведений и по-разному  отраженная  писателями и поэтами.

Урок-практикум, дискуссия, семинар,

ГСО, мастерская,

метод проекта.

Приложение №4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





В педагогике  имеется  понятие «жизнетворчество» как  внешнее  проявление результатов духовного  воспитания. Ряд исследователей отмечает, что  характерной  чертой  является повышение  требовательности к себе, к самостоятельной учебной деятельности, проявление индивидуальности  личности.
Духовное  развитие  тесно  связано  с  психологическим  развитием личности. Изменяется восприятие, наблюдательность, манеры поведения и проявления чувств, мышление, воображение, память, воля. Следовательно, составляет  огромную  трудность  диагностика развития личности.  Однако, сопоставляя  результаты  диагностик учителей-предметников( ЗБР, ЗАР,  готовности к самостоятельной познавательной  деятельности), классных руководителей (уровня воспитанности), психолога, можно  сделать  обобщение о  духовном развитии  личности.
               Проявлением этого  является потребность к чтению,   к эмоциональному восприятию  произведений искусства ( активность читательских чувств, сопереживание  ситуации),  объективность читательского  воображения (воспроизводящего и творческого), умение  постигать  содержание произведения   на  синтезирующем  уровне,   необходимость   осмысливать  художественную  форму  на уровне детали и композиции. Старшеклассники  умеют  самостоятельно  работать  с книгой, сравнивать и обобщать, вести дискуссию, беседу, многие  выходят на творческий уровень работы, где  видны  умения  вести внутренний   поиск, диалог.
Приложение №1
Урок-лекция
Уроки-лекции.
    Часть  программного материала  в  старших классах  изучается   лекционно.  Урок-леция  форма  традиционная, она  отражает  идейную  и  практическую   направленность  предмета.  Учитель  систематизирует  материал, подает  его  системно,  планово. Школьная  лекция  бывает  разных  видов  и  может включать в себя  элементы  беседы. В   старших классах практикуется  следующий блок  занятий: обзорная  или установочная  лекция -  практические  занятия   - обучающий    или проблемный  семинар   –  повторительно- обобщающая лекция – творческая работа.   Таким образом, роль  ученика в процессе  обучения  возрастает.  Цель  обзорной  лекции ( с элементами беседы, диалога, выразительного  чтения и т.д.)- характеризовать  определенный  период  историко-литературного процесса. Перед учителем  стоит  задача  объединить весь  материал, в том числе и наглядный, в  целостную  систему, придав  ему  тематическую  стройность и завершенность. По  ходу  лекции  ученикам  может  быть  предложено  домашнее  задание, дополняющее    изучаемый  материал.

Для проведения  лекции необходимо
- четко  мотивировать  необходимость  изучения данного материала, связать его с предыдущим и последующим, т.е указать  место  его в историко-литературном процессе, рассказать о перспективе  работы,
- указать источники, по которым  можно  дополнить и углубить свои  знания по теме, ознакомить с принципами изложения  этой  темы в  учебнике (если она есть),
- выделить ведущую  идею  лекции,
- указать монографические  темы внутри  обзорной  лекции,
- ознакомить учащихся с планом лекции,
- подсказать   наиболее удобную  форму  конспектирования лекции,
- обсудить варианты  работы  с  конспектом.
          В  результате  лекции, построенной  методически правильно,
эмоциональность первоначального  восприятия   сочетается  с  глубиной  обобщения, с  интеграцией  знаний  по  истории  и  литературе, формируется личность ученика, его  духовный мир, развиваются  читательские  интересы. Поскольку  лекция  предполагает   конспектирование, последующую  работу с конспектом,  то ученик  приобретает  умения
следить  за  мыслью   учителя,
вычленять  главное,
оформлять  лекционный  материал,
обрабатывать  записи.

                                          Эвристическая  беседа.
(Первый  урок  литературы  в  11  классе)
В  какой  мере  формировала  русская  литература 
 общественное  мнение  России  в  конце Х1Х-начале ХХ  века?
Цель – вместе  искать истину, ознакомиться с многообразием точек зрения на феномен духовности, искать свой  подход  к  определению, настроиться на изучение литературы ХХ века.
На доске – коллаж  «черное и белое» из репродукций, фотографий, демонстрирующих ужасы  войны, революции, насилия и мира природы, детства, счастья. Эпиграф урока:
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу  служить или пророку – 
Каждый выбирает для себя.
Ю.Левитанский

1. В роли «индуктора» звучит песня В.Высоцкого «Что за дом такой».
2. ( За неимением записи – стихотворение Е.Баратынского «Дорога жизни»)
3. Слово  учителя. Обострение проблемы. Составление вопросов  для  обсуждения. 
О чем  эта  песня?(стихотворение) О каком  времени  и  о  каких  людях?
Всегда ли  народ был таким? Когда произошло  осознание  трагедии?
3. Вспомним «Капитанскую  дочку»  и  драму «Борис Годунов» А.С.Пушкина.  «Там  русский  дух». За  счет  чего  он  так  явственно  ощущается?   Как  показан  нравственный  потенциал народа?
4.Мертвы  ли  «мертвые души» Н.В.Гоголя?
 (Россия представлялась  Гоголю  в образе «птицы-тройки.» Выразительное  чтение  до  слов «Куда  несешься ты? Дай ответ! 
Не дает ответа?») Подвожу к выводу, что общество, пусть и не демократическое, обладало в ту пору крепкой  системой  нравственных ценностей, моральных законов.
5. Утопизм в литературе. (А.Н. Радищев,  А.И. Герцен, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский.)
Какой  путь предлагали  эти авторы? Можно ли сказать, что  это  шаг  в 
 направлении  к  нравственному   беззаконию? Почему Базаров, который ставил  перед  собой  цель «место расчистить»  был  очень  дорог И.С.Тургеневу?
6. В.Маяковский  и  М. Горький. (Опора  на произведения, которые прочитаны  летом) Какой импульс  они  дали  развитию общественного  сознания   в России?  Какие  эстетические, нравственные  идеалы  они  защищали?
«Мы наш, мы  новый мир построим»,  разрушив  до основания прежний. Зачем?
7. Как  в  условиях  тоталитарного  государства  чувствовали себя 
 честные, любящие Россию  писатели? Что  такое «инакомыслие»?
Зачитываются отрывки из «Писем к Луначарскому», концовки  рассказов «Пара  гнедых» и «Хлеб для собаки»  В.Тендрякова.
Но  ведь еще  в 60-е годы  звучало пророчество Ф.М.Достоевского о 100 миллионах жизней, которые Россия  принесет в жертву социализму. 
8. Изменился  ли  облик   литературных  героев Х1Х и ХХ века?  Кто  был  положительным  героем  литературы Х1Х века? Кто  стал  положительным  героем  литературы ХХ  века?
9. Что  такое  духовность? Сравните определения  разных философов. Какие составляющие  духовности  вы  можете отметить? Каких  литературных героев  мы  можем  назвать  духовными?
9.Звучат песни В.Долиной «Не пускайте поэта в Париж..»  и А.Малинина «Кладбище Сен-Женевьев-де-Буа».
10.. Какое  значение  имеет  сейчас понятие «духовность»?  Кто  формирует ее? Звучит  стихотворение Ю.Левитанского полностью. Как обрести духовность?
11.Итоги. Учащиеся отвечают на вопрос, написанный  на доске.
Результативность. Создается «толчок», к изучению литературы ХХ века, коллективный  анализ  главной  проблемы  курса, коррекция, определение перспектив.                    Приложение №2.

Урок – беседа.
Урок – беседа проводится  после  самостоятельного  чтения  небольшого по объему  эпического произведения  или  критической статьи.  Цель – формирование   духовной  культуры,  навыков устной  речи, умения  вести  беседу   и диалог. В течение  беседы  происходит совместный поиск истины, а также  приобретается  навык  общения , а впоследствии -  потребность  общаться,  блок  информации  переосмысляется, к нему  добавляется  житейский  опыт, в результате формируются  новые  знания, а  с  течением  времени  у  учащихся  вырабатывается  способность  к  внутреннему  диалогу.
      « И невозможное  возможно…»(А. Блок)
(Урок  внеклассного  чтения в 7 классе  по  рассказу М.Булгакова «Полотенце  с петухом»)  
В  ходе  беседы  учитель помогает учащимся  осознать  понятие  героического  в  литературе.
Предварительное  задание.
1.Прочитать рассказ. Почему  цикл  рассказов называется «Записки  юного врача»? Что  такое записки  как  жанр литературы?  (Записки В. Вересаева, З. Волконской)
2.Подсчитать, сколько  раз  и  в  каком  контексте  встречается  слово «петух». С чем  связан этот  образ?
3.Вспомните  загадки, пословицы  и  поговорки со словом «петух», что  символизирует  это  слово  в  фольклоре?
4.Перескажите  эпизод  из  Библии, где  на  ход  событий 
 влияет  петух.
5. Найдите  в рассказе  кульминационную  фразу  и  объясните, насколько  подготовлено  решение  юного врача  делать заведомо безуспешную операцию.
6. На  что надеялся  молодой врач?
7.Почему  автор рассказа  неоднократно подчеркивает, что  больница, куда  попал  юноша – это  хорошая  больница?
8. Как  вы  считаете, этот  рассказ  автобиографичен?

В  ходе  беседы  учитель, обобщая  рассказы  учеников, подводит  их  к  выводу, что петух в русском  фольклоре – символ рассвета, пробуждения. И  встречается  это  слово «петух» трижды. (Первый раз- в качестве  сравнения, второй раз- это  жалкая ощипанная птица, из которой должны  сварить бульон, а  в  третий раз ярко-красный петух оживает на полотенце, вышитом руками спасенной девушки)
В рассказе  писателя волнует не операция, а мысли и поступки юного врача. (А  достоверность- верный признак записок – здесь роли не играет).
  Самое  сложное  в  жизни – свобода  выбора. На  первый  взгляд,  молодой  врач  поступает нелогично, не подчиняется жизненной  ситуации. Он  мало  зная и  мало умея, соглашается оперировать почти  мертвую девушку, тогла как все  окружающие  отговаривают его. Но слезы  отца… Но  никто  сам  себя  не  знает, человек  не  предполагает, на  что  он  способен,  открытие  себя  идет ежедневно. Юный  врач  не  только  сделал  удачную  операцию  и спас  жизнь  – он победил  себя, свой  страх . И в тот момент, когда он сказал  главные слова : «Готовьте  операцию!», вдруг будто что-то снизошло на него, в голове  стало  ясно. Это как прозрение Божье. Юный врач обрел уверенность в себе-  и победил.  Но есть  факторы, которые  помогли одержать победу. Автор неоднократно подчеркивает, что больница, куда попал юный врач – это  хорошая  больница. Здесь все  было под рукой.  Опыт предшественника – Учителя , с которым Ученик  был разнесен во времени, помог последнему одержать победу. Конечно, литературный герой  «записок»  не равен  автору.  М.А.Булгаков  не был таким, но  очень хотел быть.
В конце урока  учитель подводит к  выводу: герой -–это  человек, который не подчиняется обстоятельствам  ради  благородной цели. Настоящий  герой  не  идет  на  самооправдание. В заключение  беседы  учитель предлагает прочитать  рассказ «Красная  корона», заранее  предупредив, что  читать рассказ  трудно, потому  что  герой полубезумен, т.к.  он  мог спасти  своего брата, но не сделал этого  и  теперь не может смотреть в глаза матери. Безумие – цена  несовершенного поступка.
Приложение №3
Технология   КСО
«Великое русское  слово» А.Ахматовой
                    «Реквием»
И та, что сегодня прощается с милым,-
Пусть боль свою в силу она переплавит,
Мы детям клянемся, клянемся  могилам,
Что нас покориться ничто не заставит.
Июль 1941
Ленинград.
Цели: образовательная -  провести   филологический   анализ  лирического произведения,    проанализировать  поэму  Ахматовой  «Реквием»  в  контексте  эпохи  и  творчества  поэтессы,  показать художественные открытия  А.Ахматовой,
развивающая – создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать формированию  аналитического мышления и интеллектуальных навыков  сравнения, обобщения, структурирования, готовить учащихся к исследовательской деятельности,
воспитательная -  прививать любовь к поэзии как к особому  виду  искусства, учить понимать авторскую  позицию, философские  идеи, формировать интерес к филологическому  анализу  как  особому  виду  творческой деятельности, учить  чувствовать, не  быть  эмоционально  глухими.
Структура  урока -  
Вступление
Актуализация
Контроль (домашнего задания)
Изучение  нового материала и закрепление ( параллельно)
Итог  урока
Рефлексия
Домашнее  задание.

Необходимым  условием проведения  урока  является  выполнение  предварительного домашнего задания  и  наличие  следующего  оборудования: 
      1. Задание по группам – 4 варианта
      2. Карты  для  заполнения – 3 варианта.
(При  условии, если класс не  имеет  навыков  системного  анализа произведения)
      3. Портреты Ахматовой – 8 вариантов.
      4. Стихотворения «Памятник» Пушкина и Державина.
       5. Словарь литературоведческих терминов.
       6. Выставка  книг по теме.
1.Вступительное  слово  учителя. 
Посмотрите  на  лицо  этой  женщины… Говорят  глаза – зеркало  души. Что  отразилось  в  этом зеркале?
  Итак, вы  видите  Анну  Ахматовой  такой,  а  она  была…. Впрочем, 
познакомьтесь  с  тем  этапом  жизни, который  пришлось  пережить Поэту.
(Ставится  грамзапись с авторским исполнением, звучит только вступление, а  затем  продолжают  чтение наизусть учащиеся)
Давайте  послушаем  эту  поэму. Начинает ее  читать  сама Анна Ахматова. 
Прочитали – Я не  знаю, как  вы  восприняли  эту  поэму, но, по  свидетельству, многих  читателей, с  первого  раза  чувствуется  только  высочайший  эмоциональный  накал, но  многие  слова, образы, факты  в  поэме   при  первом  чтении   непонятны. Мы  уже  с  вами  говорили, что  внутренняя  работа  читателя  часто  очень  похожа  на  работу  души  писателя. Поэтому  нам  на  уроке  сегодня  предстоит  пережить  то, что  переживала  Анна  Ахматова  в  те  сложные  годы  культа  личности  Сталина.   Для  этого  нам  нужно  пройти  тот    путь, который  прошла  поэтесса.  Этот  путь, конечно, условный, мысленный, он  вне  конкретного  времени…  Поэтому  давайте  попытаемся  почувствовать  весь  ужас  этого  времени. 
(ОТКРЫВАЮ  ДОСКУ)
Запись на доске.
1. «Реквием» как лирическая  поэма.
2. История  создания поэмы.
3. Смысл  заглавия. Композиция.
4. Линии  анализа:  (предлагаются учащимися)              
                                       а) Россия, Москва, Петербург в поэме,
б) библейские  мотивы,
в) Мать и Сын,
г) тема памятника в поэме «Реквием».
Самостоятельная работа учащихся в группе – чтение статьи. См. Приложение 1.
2.Фронтальный  опрос.  после  чтения   статьи.
1.Какой  род  литературы  называется  лирикой?
2.Какое  произведение называется  поэмой?
3.Откуда  ведет  начало этот жанр?
4.Какие  поэмы  вы  знаете?
5.Только  ли  это стихотворный  жанр? Нет ли  поэм  прозаических?
6.В  чем  особенность   жанра   поэмы «Реквием»?
7.Какими  путями  можно  исследовать  поэму? Какие  мотивы  прослеживаются?
(ЗАПОЛНЯЮ  доску)


Мы  сейчас  проследим  за  каждой  линией   этой  поэмы, углубимся в текст, попытаемся  пережить  все  те  чувства, которые  пережила  лирическая  героиня. 


3. Самостоятельная работа учащихся в группе по групповому заданию. См. Приложение 2. 
        4.Отчет групп.
 5. Вывод по уроку. (Оценка за урок  складывается из индивидуальной работы учащегося в группе, выразительного чтения, самооценки, см.Приложение 3)
- Почему  это  произведение, казалось бы написанное  на  личную  тему, стало  произведением  словесеого  искусства  мирового уровня?
(В  нем  нашла  отражение  вечная  тема – страдание  матери по своему  сыну.)
- Как  это  сделано?
(Отмечаем следующее:
-
1. глубина  содержания,
2. изящество  формы
3. эмоциональная  атмосфера,
4. вечная  тема – МАТЬ И СЫН, ведущая  истоки от БИБЛИИ,
5. словесное  мастерство, тщательная  отделка.)


Заключительное слово учителя. ;4-я  группа сравнивала  произведения 19 и 20 века, 
говорила  о   традиционной    теме «Памятника»   в   русской   литературе, а  я  бы  сказала, что  это  не  памятник – памятник  ставится   благодарными  потомками, а Анна  АХМАТОВА
ВОЗВЕЛА  АНТИПАМЯТНИК  ЭПОХЕ  своей  поэмой «Реквием». Я  долго  думала, как  же  запечатлеть  вам  это  изящество  формы…   эпиграф, посвящение, градация – памятник, попыталась  придать  этому  выводу  тоже  какую-то  запоминающуюся  форму, рисовала…И  получилась буква Л.


любовь-
к  сыну, миру, жизни…

Так  что  же  для  тебя  ахматовский  «РЕКВИЕМ»? (Рефлексия)
Реквием –это………

Д.З.
а) выучить 2 часть  эпилога.
б) Найти  в  лирике Ахматовой  стихи  подобной  тематики   (4 ТЕМЫ)    
в) «Венок  мертвым».   А.Ахматовой. В  чем сходство  с  поэмой?

Приложение1.
Осуждение тоталитарного  режима  в  литературе 30-40 годов.
                    АННА  АНДРЕЕВНА  АХМАТОВА. 
              «РЕКВИЕМ»
«Реквием» Ахматовой – только  одно  произведение   из     необъятной  темы. («Мы» Е.Замятина, «Котлован» Платонова, «Архипелаг Гулаг» Солженицына, «Ночевала тучка золотая» А.Приставкина, рассказы В.Ф.Тендрякова, «Верный Руслан» Георгия Владимова , «Колымские  рассказы» Варлама Шаламова и др.
Тема  эта  представлена  во  всех  жанрах: проза, драматургия, поэзия. «Реквием» А.Ахматовой -  лирическая  поэма. 
Жанр  поэмы  ведет свое  начало с  античных времен. Тогда  он  был  эпическим.  Вспомним «Илиаду» и «Одиссею» Гомера. Со  временем  он видоизменялся, в  нем  появился лирический пласт,   такой   как в «Мцыри» Лермонтова, «Песнь  о  купце Калашникове» Лермонтова, «Мороз Красный Нос» Некрасова, «Василий   Теркин» А.Т.Твардовского и др.
ХХ  век  внес  в  развитие  поэмы  новое:  появились поэмы  чисто  лирические:    «Соловьиный сад» Блока, «Облако в штанах Маяковского», «По  праву памяти» Твардовского, они  больше стали  привлекать поэтов, хотя     поэт  мог  создавать  и  лиро-эпические  и  чисто  лирические произведения.  Лирическая  поэма «Реквием»  создавалась А.Ахматовой  в 30-е-60-е годы.
Почему  она  относится к современной  литературе? 
Но  поэма «Реквием»  дошла  до  читателя  только в 1988 году,
( Журналы «Октябрь» №3 и «Нева» №6) это  так  называемая «возвращенная литература». Интересен тот факт, что в 1965  году  М.Суслов, официальный идеолог тех лет, сказал, что  арестованный  цензурой  роман Василия Гроссмана (та же  тематика) «Жизнь и судьба» будет опубликован через 250 лет. 
30-е  годы  оказались для Ахматовой  порой  наиболее  тяжких  испытаний. Она  оказалась свидетелем не только  развязанной фашизмом 2-й мировой войны, пришедшей и на землю ее Родины, но и другой, не  менее  тяжкой  войны, которую  вел Сталин и его приспешники   со своим  собственным народом.    Чудовищные репрессии 30-х годов, обрушившиеся чуть ли не на всех ее друзей, разрушили и  ее  семейный  очаг: вначале  был арестован и сослан ее  сын, а затем и муж – Н.Н.Пунин. Сама  Ахматова  жила в эти  годы  под  угрозой   ареста. В  длинных горестных   тюремных очередях, чтобы  сдать  передачу  сыну и узнать о его  судьбе, она провела, по ее словам, семнадцать  месяцев.  
  В глазах властей она была крайне  неблагонадежным человеком: женой   контрреволюционера Н.С.Гумилева, расстрелянного в 1921 году, матерью арестованного заговорщика Льва Гумилева  и, наконец, женой заключенного Пунина.
Муж в могиле, сын в тюрьме
Помолитесь обо мне.
Ахматова не могла не понять, что ее жизнь  постоянно  висит на волоске, и как миллионы  других людей. Она  с  тревогой прислушивалась к  любому  стуку в дверь. Казалось бы, в таких условиях писать немыслимо. Лидия    Корнеевна  Чуковская  (дочь  известного  детского  поэта   Корнея    Ивановича  Чуковского)вспоминала, что  она  давала ей  читать клочки бумаги со стихами, а потом их тут же сжигала. Как ни странно, лишенная  возможности  писать, Ахматова  испытывала  творческий взлет. В своей  скорби она не была  одинока. (О. Мандельштам, Б.  Пильняк, М. Булгаков, 
Б. Пастернак)  Оцените  настроение   А. Ахматовой  «Вам  жить, а мне не очень…»  Как  оно    сильно  по    своему внутреннему  накалу!
   Зверей  стреляют разно
Есть каждому черед            
Весьма разнообразно
Но  волка – круглый год.
Волк  любит жить на воле,
    Но с волком  скор  расчет:
На льду, в лесу  и  в  поле
Бьют волка  круглый год.
Не плачь, о   друг единый, 
Коль  летом и зимой
Опять  с  тропы    волчиной
Услышишь голос  мой.
Не случайно, что  ее  начинает  привлекать  библейская образность.( Как и Булгакова в «Мастере и Маргарите». Библейский  масштаб  заставляет  мерить  события самой  крупной меркой, ведь  речь  идет  об  исковерканной  судьбе народа, о геноциде, о миллионах безвинных жертв, об  отступничестве  от  общечеловеческих норм. Но по каким-то  неведомым  законам пламя ее  творчества  взметнулось  высоко и торжествующе. Уже в 30-е годы  она писала на клочках бумаги  стихи, названные  ею  впоследствии «Черепками». Они не были известны до 1989 года.  Эти  стихи  очень  близки к «Реквиему».
     Для  поэтессы  становился понятен  невероятный размах зла. Народная  трагедия была так огромна, что  лишь вселенский  масштаб мог  передать ее глубину. Здесь не только  библейские  мотивы, но и исторические. Откуда пошло  зло? Есть ли у него исторические корни?  Эту  преемственность пыталась  исследовать Ахматова.  Не  может не  обратить  на  себя  внимание  и  удивительное  единство двух  трагедий: _личное  горе  матери  и  общая  трагедия  страны и народа.
Реквием  состоит из 10-ти стихотворений и предисловия, написанных в  разное  время (30-е 60-е годы). Какие-то  стихи  датированы, все  эти  даты  связаны с горестными событиями тех лет: арестом 1935г., второй  арест 1939 год, приговор, хлопоты по делу…  Указано и место написания, а какие-то нет . У многих    стихов  есть  заголовки. Они  имеют принципиальное  значение и являются ключом, которым  открывается вся  поэма.    Главы «Вместо  предисловия» и «Предисловие»   помогают  понять, что  поэма написана по заказу, как  когда-то «Реквием»  Моцарта. 
    Приложение 2.
Группа №1.
Москва, Ленинград, Россия в поэме «Реквием»
1. Найдите  в  тексте  поэмы  поэтическую характеристику Ленинграда.
Определите, какие  детали, какие  символы  характеризуют  это  время?  Сравни  это  время  со  временем, изображенным Ахматовой  в  стихотворении «Петербург 1919», написанном в 1920 году. 
2.   Кто  населяет  Ленинград?   На  какие  две  группы  можно  разделить  людей, проживающих в Ленинграде? Как  описывает  их Ахматова?
3. Ахматова  рисует Россию, в  которой  правит  тоталитарный  режим.  Докажите, что  в  центре  изображения  поэта  именно  Россия, а не только Ленинград.
4. Какой  рисуется в поэме Москва?
5. Найдите  в  тексте  поэмы  приметы  времени. Какие  времена  пересекаются? Докажите  текстом  свои  предположения. Составьте  текст по изученной теме.
Группа №2
                      Библейские мотивы в поэме «Реквием»

1. Что  такое  «реквием»? Почему  Ахматова  так  назвала  свою  поэму?
2. Найдите  в  лирике  Ахматовой  стихотворение «Так не  зря  мы  вместе бедовали», какое  отношение  оно  имеет  к  поэме?
3. Найдите в «Откровении Иоана Богослова» («Апокалипсис») строки 6:14.  С какими строками  поэмы  они  перекликаются?
4. Найдите в «Апокалипсисе»  строки 9:1-3. С  каким  символом, проходящим  через  всю  поэму  они  соотносятся? Составьте  текст по теме.
Группа 3.
Мать и Сын в поэме «Реквием»
1. Найдите  в  поэме «Реквием»  главы, разные  по  своей  музыкальности. Каков  ведущий  мотив? Как  этот  мотив  характеризует лирическую героиню?
2. Найдите  стихотворение А.Ахматовой «Привольем  пахнет  дикий  мед», написанное в 1933  году. Как  оно  перекликается  с  текстом  поэмы?
3. Найдите самую  главную, по  вашему  мнению,  главу, в которой рисуются  образы  матери  и  сына. Прокомментируйте  ее. Как  можно  назвать  основной  прием, которым  пользуется автор в этой главе?
4. В  чем  смысл трагедии  лирических героев?
 Составьте  текст по изученной теме. 
Группа 4.
Исследуйте  тему  памятника в  нескольких  стихотворениях поэтов    ХYIII- ХIХ веков  и  в  «Эпилоге»   «Реквиема» А.Ахматовой.
1.   Перечитайте  стихотворения  «Памятник»Г.Р.Державина,  А.С.Пушкина.
Сравните  их с «Эпилогом»  «Реквиема». 
2. Вспомните (перечитайте) монолог Моцарта из трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери».
3..  Продолжите  рассказ:
Любимый  поэт Ахматовой – 
Она  чувствовала  себя  его  наследницей. В  трагедии …………………, написанной  во  время…………………………………………………………,
поэт  рассказывает о великом  композиторе………………………., который  получил  заказ  от  таинственного   ночного  гостя, заказ- написать реквием. Мысли о чужой   трагической  тайне, о смерти волнуют .………………., он не просто гениален  как музыкант – у него 
великая  душа.   Поэма  Ахматовой………………………………………….
…………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………..
«Гений и злодейство – две  вещи  несовместные»- говорит………………., не  осознавая  свою исключительность, вернее  считая, что и другие  обладают  таким же творческим  потенциалом и щедрой душой, как он.
Настоящий  гений  бескорыстен. Творческий труд – вот  награда. Но  бывают  в  жизни  любого человека  минуты, когда  он  осознает, что он  заслужил  памятник. Памятник – это свидетельство  ………………………………………….Тема  памятника – традиционная в русской  ( и зарубежной) литературе. В стихотворении  «Памятник»  поэт (век, фамилия, и.о.)……………………………………………………………рисует  картину  своей посмертной  славы  среди  народов, населяющих Россию. Он  считает  своими заслугами то, что……………………………………….
………………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………….
А.С.Пушкин  в  своем  предсмертном стихотворении………………….
…………………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………..
Анна Ахматова  подхватывает  мысль о  памятнике, но  звучит  она  не  только  в «Эпилоге»…………………………………………………………….
Таким  образом  Ахматова  не  только  подхватывает  традиционную  для  поэтов  тему  памятника, но и ………………………….
 
 Приложение 3.
 

Фамилии

Наизусть

Работа в группе

Самооценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.
Человек и природа в творчестве Л.Н.Толстого.
(Урок-мастерская)
1. В роли «индуктора»  выступают  строки Ф.И. Тютчева:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней  есть любовь, в ней есть язык.

и  строки В.Соловьева:
Природа с красоты своей
Покрова снять не позволяет.
И ты машинами не выудишь у ней, 
Чего твой дух не угадает.
2. Главный вопрос урока: как в творчестве Л.Н.Толстого  отражены взаимоотношения человека и природы? (Есть ли гармония  взаимоотношений?)
Исследуют  проблему творческие  группы, которым дано  дифференцированное  задание  на  технологической карте.
Задание 1 выполняют все группы, и через 10 минут -фронтальный опрос, учитель подводит итоги.
3. Этап деконструкции. Задание N 2-4  группы  выполняют по выбору. Это работа с текстами  произведений (  углубление).
4. Этап реконструкции. Учащиеся предлагают  результаты работы, обмениваются находками и открытиями. В ходе обсуждения – дополнения и вопросы  всех участников  мастерской.
  5. Учитель подводит итоги.  Читает фрагмент – начало романа «Воскресение». Толстой дает читателю путь,  указывает дорогу, которую  он прошел сам. Природу и человека  связывает  труд.
Крестьянина  с  природой  связывает  труд  физический, а дворянина – духовный, в идеале – это  должно  совместиться.
6.  Момент «кульминации»  перенесен  на домашнее  задание, именно  тогда  происходит «разрыв» – задание для всех по выбору.
 Домашнее  задание.
1. ( 1 уровень) Письменно. Как природа, по мнению Толстого, помогает человеку раскрыть свою душу?
2. (2 уровень) Устно. Подберите стихотворный аналог любому исследованному  фрагменту в лирике А.А.Фета и ли Ф.И.Тютчева.
3. Напишите эссе  или нарисуйте красками образ, который возник у вас при чтении  следующих строчек И.Бродского.
….Жидкий свет зари,
чуть занимаясь на Востоке мира,
вползает в окна, норовя взглянуть
на то, что совершается внутри,
и, натыкаясь на остатки пира, 
колеблется. Но продолжает путь.



Приложение. Технологическая карта.

        1.Разложите  фрагменты  из произведений Л.Н.Толстого по хронологии, определив, из какого произведения   они взяты .
2.Определите  тему  или  идею  отрывка, подобрав  соответствующий заголовок,  где  тема  или  идея  будет отражены.
3.Определите, чьими глазами  видит  читатель  картину  природы  в  данных фрагментах, охарактеризуйте  этого героя, (Что вам помогло его охарактеризовать?)
4.Заполните  таблицу, отобрав 2-3 фрагмента, где, по вашему  мнению, лучше отображена  связь человека с природой,
обратите  внимание на выводы, которые должна сделать ваша группа. (Прослеживается ли эволюция  во взглядах автора на природу? на человека?)
Этой группе  предложено заполнить таблицу , используя «шпаргалку»:
1. Рассмотрите   композицию отобранных фрагментов.
2.Какой способ изображения? (Характеристика, монолог, диалог, внутренний  монолог или диалог?) Каковы  точки  зрения у автора и персонажа? 
3.Какая  информация стоит «за текстом», но извлекается из него? (Подтекст)
4.В каких голосах скрыта позиция автора?
5.Какое художественное  время показано автором?
 (  Тянется? Бежит? Момент растянут во времени  или сжат? Как  это время характеризует героя?)
6.Какое художественное пространство показано? Масштаб? Герой приближен к пространству  или отдален? (План изображения) Как перемещается взгляд автора во времени и в пространстве?
7.Какие  художественные приемы  использует автор?
(Метафора, сравнение, антитеза и др.)
Форма  таблицы  для  заполнения.
Названия фрагментов  и дата написания произведения.
Вопросы.
1.Каково влияние человека
на природу?
2.При помощи каких приемов
создается образ природы и человека?
3.Каково влияние природы на
литературного героя?
4. Какую  роль играет в тексте
этот эпизод?
 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99