Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Полезная информация

 
 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Печать E-mail
Автор Колчанова С.В.   
20.02.2013 г.
КОГОАУ «Лицей естественных наук» (город Киров)
 
  
 
В качестве эпиграфа для своей работы я взяла слова известного педагога Вахтерова В.П.: « Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и умеет добывать эти знания».
В последнее  время существенно изменились общественные требования к образованию. Эти изменения принято связывать с так называемым информационным взрывом, основной признак которого – лёгкость получения, общедоступность информации. В новых условиях недостаточно уметь воспроизводить полученные знания, нужно уметь творчески применять их в практических целях, уметь работать с разнородной информацией, грамотно использовать её. Следовательно, важной образовательной задачей становится воспитание выпускников школ, готовых жить и работать в условиях информационного общества.
Лингвист Лев Владимирович Щерба писал: « О заучивании чего бы то ни было не может быть и речи. Все занятия должны быть сведены к наблюдениям самих учеников под руководством учителя над собственным их языком». Самостоятельные наблюдения, за которыми  должны последовать выводы, - это, по сути, исследования.
На уроках русского языка элементы исследования должны быть на каждом занятии. Даже повторение темы «Гласные после шипящих» в 5 классе можно закончить задачей: «Почему жи – ши пишем с и?». Гипотезы, выдвигаемые детьми, могут быть различными. Например, звуки ж и ш были мягкие, поэтому предполагается экскурс в историческую грамматику. Чем старше класс, тем более сложные задачи ставятся перед учениками. Изучая знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, учащиеся самостоятельно делают вывод относительно логики расстановки разных знаков в зависимости от смысловых взаимоотношений между частями предложения, проведя работу-исследование художественных текстов. 
Очень важны при этом схемы-обобщения, которые составляются при изучении любой темы сначала под руководством учителя, затем – самостоятельно.
Таким образом, исследовательская деятельность – мудрый педагог – воспитывает личность, развивает память и наблюдательность, точность и тонкость мышления, а главное, способность к рефлексии, без которой, по словам Сократа, невозможно познать самого себя как часть нашего мира.
 Текст на уроках языка можно рассматривать и как предмет обучения (то есть то, чему нужно учить), и как средство обучения (язык живёт, функционирует только в речи, продуктом которой является текст). Поэтому на уроках русского языка предусматривается разнообразная работа в этом плане: анализ текста с точки зрения задачи его создания, темы, основной мысли, строения, связи частей, стилистического и жанрового своеобразия, использования соответствующих речевой задаче и условиям её решения средств языка, оценки их изобразительно-выразительных возможностей и т.д. Творческие задания, предлагаемые учителем, ориентируют учащихся как на восприятие чужого текста, так и на создание собственного с учётом определённых правил текстообразования.
Мне кажется, что и грамматический материал лучше усваивается учениками, если на уроке используется интересный текст. В своей работе стараюсь чаще прибегать к подобным текстам, особенно на уроках повторения, обобщения материала, потому что рассчитываю не только проверить, чему научились школьники по определённой теме, но и привлечь их внимание к книге, дать возможность фантазировать.  Мною собран большой текстовый материал, который можно с успехом неоднократно использовать  на уроках. 
Во всех классах учащимися выполняются учебно-исследовательские работы, связанные с языком. Проверяется языковая рефлексия, знания языка и о языке, владение коммуникативными навыками: умение извлекать, перерабатывать и использовать информацию из разных источников, создавать текст, выбирать адекватно стиль и жанр для раскрытия мысли.
Последнее обновление ( 29.03.2013 г. )
 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2020.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99