Педагог-организатор КОГОАУ ЛЕН, педагог-психолог дополнительного образования
Влияние возможностей учреждений дополнительного образования на развитие личности представляет особую значимость, поскольку показывают на процесс становления личности под влиянием социальных институтов и позволяют наметить пути оптимизации процесса вхождения детей в мир взрослых.
Для нашего исследования важно ответить на вопрос что же такое дополнительное образование. Главная особенность учреждений дополнительного образования детей состоит в том, что обеспечение личностной целостности, индивидуальности происходит за счет социально-профессиональных и культурно-досуговых проб (М.И. Рожков) позволяющих выстроить образ будущей своей индивидуальной жизнедеятельности [1].
Если воспитание дополняет процесс стихийной социализации, то в воспитательной организации, призванной «дополнять воспитание», акцент может быть сделан на уменьшении управляющего начала [2].
По А.М. Прихожан тревожность — переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента [3].
Для исследования уровня тревожности, в начале учебного года были проведены диагностики: для старшего школьного возраста – опросник Ч.Д. Спилбергера в адаптации А.Д. Андреева и методика исследования уровня тревожности для младших школьников. В этом исследовании принимали участие объединения МОАУ ДОД Детско-юношеского центра Октябрьского района г. Кирова.
Результаты данного исследования показали, что среди воспитанников старшего возраста высокий уровень тревожности имеют – 35% всех детей, средний уровень тревожности – 61%, а низкий уровень у 4% воспитанников. Среди воспитанников младшего школьного возраста высокий уровень тревожности имеет 1% детей, повышенный уровень у 8%, средний – у 30%, а низкий уровень – имеется у 61%.
У детей более старшего возраста преобладает средний уровень тревожности, в отличие от детей младшего школьного возраста. На наш взгляд, это связано с тем, что по мере взросления дети сталкиваются с большим количеством трудностей в своей жизни (могут возникать проблемы в школе, семье, общении со сверстниками, в становлении личности в целом).
Так же при диагностике было исследовано влияние направленности деятельности объединения на уровень внутренней тревожности воспитанников. В целом можно сказать, что занятия в объединениях ДЮЦ благотворно сказываются на внутреннем состоянии детей, т.к. в момент присутствия на занятиях в большинстве объединений уровень тревожности воспитанников снижается. Это можно объяснить тем, что дети приходят на занятия по своим интересам, деятельность их затягивает и увлекает, заставляя забыть о своих переживаниях и заботах. Уровень тревожности снижается в большинстве случаев, но не во всех. Исключением стали: театральная студия «Мечта», это можно объяснить тем, что ребята испытывают волнение, стресс перед выступлением, спектаклем и футбольный клуб «Орленок», возможно переживающие перед ответственными тренировками и матчами.
Таким образом, социокультурное пространство данного учреждения дополнительного образования как социального института изначально имеет полифункциональный характер и ориентировано на создание условий для включения в разнообразные виды деятельности. Ребенок находит возможности раскрытия своей индивидуальности, черт и качеств, реализации заложенных способностей.
Список литературы:
1. Рожков М.И., Волков А.В. Детские организации: возможность выбора. - М, 1996.
2. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М., 2002.
3. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000.
|