Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Полезная информация

 
 

ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Печать E-mail
Автор Кернесюк Н.Л., Гвоздевич В.Д., Гетманова А.В., СысоеваЛ.Ф., Лернер Ж.А., Кернесюк М.Н., Козлов С.А.,   
23.02.2013 г.
Уральская государственная медицинская акадеия,
Уральский НИИ Фтизиопульмонологии, г. Екатеринбург
 
 

Закономерности и принципы педагогики в медицинском образовании стали ис-пользоваться со второй половины XX столетия. В эти годы активно разрабатывалась теория и практика организации учебного процесса в высших учебных медицинских учреждениях на основе общей педагогики. Были разработаны такие принципы, как распределение учебного материала по формам учебной деятельности, соответствие форм учебной деятельности планируемому уровню усвоения учебных элементов, на-учно обоснованные соотношения между формами контроля уровня усвоения учебно-го материала и принципами построения, а также формами учебного процесса. Все эти принципы и закономерности нашли отражение также в разработке рабочих программ по фундаментально-прикладной дисциплине – оперативной хирургии и топографиче-ской анатомии.
Поэтому мы не считаем, что по организации учебного процесса имеется отста-вание в нашем образовании (по сравнению с его организаций в других странах). В чем мы отстаем, так это в обеспечении условий для подготовки студентов на высоком уровне усвоения учебного материала.
Сегодня много говорится об организации учебного процесса в медицинском образовании на основе ФГОС-3, так называемого «компетентностного» подхода с учетом «общекультурных компетенций» (в количестве 8 по лечебному делу и педиат-рии, 10 – по стоматологии) и «профессиональных компетенций» (в количестве 32 и 50 соответственно), охватывающих формы деятельности специалиста в гражданском обществе, в профессиональной профилактической, диагностической, лечебной, реа-билитационной, психолого-педаго-гической, организационно-управленческой, науч-но-исследовательской работе.
В определении условий реализации ФГОС-3 многие вопросы обозначены в об-щих чертах, недостаточно конкретно. К примеру, ни словом не обозначено количест-венное соотношение системы «студент – преподаватель». А ведь определяя форму занятия в соответствии с его содержанием и назначением последнее условие очень важно. Если это практическое занятие по фундаментально прикладной дисциплине (к примеру, оперативная хирургия и топографическая анатомия), где весьма велик пере-чень учебных элементов, усвоение которых планируется и оценивается на уровне практических навыков, то для их реализации необходимо организовать достаточное количество «рабочих мест» для работы студентов «малой группой», по 2-3 человека. Академическая группа студентов по соотношению «преподаватель-студент» как 1 к 9 (по министерским нормативам) практически почти никогда не соблюдается. В группе обычно 12-17 человек, а то и больше. В таких условиях обеспечить высокий уровень усвоения учебного материала по дисциплине невозможно. По причине абсолютной невозможности организовать на базе учебной операционной, даже на 2 операционных стола, от 5 до 8 рабочих мест; максимум возможного – 3 рабочих места. Выходит, 5-6 студентов, а то и меньше, обучаются на должном уровне усвоения учебных элемен-тов, остальные – недоучки.
Неоднозначно оценивается применение «инновационных» технологий в учеб-ном процессе. К ним прежде всего отнесены компьютерные информационные техно-логии и виртуальные оперативные мануальные вмешательства на тренажерах для ус-воения практических навыков (по хирургической анатомии и экстренным хирургиче-ским вмешательствам, выполнению мануальных манипуляций и др.). Несомненно, эти технологии обучения весьма полезны, главным образом на первом этапе учебной работы, для усвоения учебных элементов на уровне «знаний-воспроизведений». Для достижения уровня усвоения «знаний-умений и практических навыков» необходима работа с использованием реального оборудования (хирургических инструментов) и реальных объектов труда (для хирургической операции). Для интернов и ординато-ров, особенно для врачей определенной специальности, абсолютно необходима рабо-та в реальных условиях деятельности специалиста (работа хирурга в учебной опера-ционной, выполнение операции на лабораторных животных). Между тем, нередко можно встретить в наших учебных заведениях подмену виртуальными тренажерными и компьютерными технологиями работу с учебными препаратами и объектами хирур-гических операций, объектами реальной лечебной и диагностической деятельности. Вряд ли такая подмена будет способствовать реализации ФГОС-3 с целью улучшения качества подготовки специалистов, выполнению перечня общих и профессиональных компетенций. Многие кафедры оперативной хирургии отказались от учебной работы студентов в патологоанатомических отделениях больниц, с использованием учебных препаратов и патологоанатомического материала на кафедрах. Уже не говоря об опе-рациях на экспериментальных животных.
Поэтому к инновационным технологиям в учебном процессе в высших учебных медицинских заведениях, способствующим повышению качества подготовки специалистов, сегодня могут быть отнесены также классические технологии обучения при обследовании и лечении больных в палате, в лаборатории, в операционной, в ка-бинетах инструментальных и аппаратных методов обследования и др., но с активным участием в этих процессах обучающихся. Однако, к сожалению, их использование также сокращается, подменяется все теми же виртуальными технологиями.
Профессиональные компетенции, предусматривающие готовность выпускников к научно-исследовательской деятельности, в ФГОС-3 представлены в весьма су-женном варианте. Сводятся они к изучению отечественной и зарубежной научной литературы (ПК-31), к изучению теоретических и экспериментальных методов иссле-дования «с целью создания новых средств, в организационной работе по использова-нию и внедрению результатов исследований» (ПК-32).
Основываясь на собственном опыте, направленном на включение в число форм учебной деятельности студента с целью достижения наивысшего уровня усвоения учебных элементов дисциплины – творческого, — учебноиссле-довательской и науч-но-исследовательской – полагаем, что они должны быть включены в число профес-сиональных компетенций.
Что касается творческих форм учебной деятельности и творческого уровня ус-воения дисциплины, отдельным студентам или «малым группам» студентов, по их желанию, предоставляется возможность работать по индивидуальным программам, заранее составленным, подробно обсужденным, в виде учебно-исследовательской работы (в рамках учебной программы) или научно-исследовательской работы (по тематике научной работы кафедры). Таким студентам предоставляется возможность огласить результаты их исследований на учебных лекциях (при совпадении тематики), на заседаниях кружка, на научных конференциях кафедры, факультета, вуза, а также на региональных и всероссийских конференциях, участвуя в конкурсах и в публикациях.Следует заметить, что в 80-90-е годы прошлого столетия количество таких студентов составляло от 20 до 30%. В последние годы их число заметно сократилось.
В мотивационной основе обучения творческие компетенции имеют наиваж-нейшее значение. Следовательно, им должно быть уделено значительно большее внимание, в том числе в ФГОС-3. Как показывает опыт, дух соревновательности в учебной деятельности в учебных заведениях несколько приупал. Знания студентов поуменьшились. Без административных и организационно-тактических мероприятий, одними документальными приемами по реализации ФГОС-3 и менеджмента качества не обойтись.
Отдельно отметим положение дисциплины (оперативной хирургии и топогра-фической анатомии) в ФГОС-3 для студентов стоматологического и медико-профилактического факультетов, где она обозначена после дисциплины «Анатомия человека» как отдельный раздел – «Анатомия головы и шеи» с изучением его на 2-м курсе. Мало того, что такое перечисление разделов звучит, по крайней мере, курьез-но, так еще разделили преподавание «Клинической анатомии и оперативной хирургии головы и шеи» между кафедрами анатомии и общей хирургии; кафедра оперативной хирургии и топографической анатомии как клиническая (в ФГОС, 2009) в ФГОС-3 вообще не значится.
Ученый совет и Учебный отдел академии в качестве регионального компонента реализации ФГОС-3 поручили преподавание дисциплины на этих факультетах кафед-ре оперативной хирургии и топографической анатомии. Опыт изучения дисциплины на 4-м семестре показал, что рациональнее было бы это делать на 5-м или даже 6-м семестре, параллельно с изучением клинических дисциплин и согласовано с ними.
Кафедра в рабочих программах по организации учебного процесса для студен-тов различных факультетов, а также для интернов и ординаторов максимально реали-зовала как базовую часть программы и компетенции ФГОС-3, так и вариативную часть программы с учетом вышеназванных разработанных коллективом закономерностей и принципов повышения качества подготовки специалистов с высшим медицинским образованием. Предстоит согласованная работа с коллективами клинических кафедр и административно-управленческим отделом вуза над рабочими программами для интернов, ординаторов и специалистов.
Последнее обновление ( 31.03.2013 г. )
 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99