Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Полезная информация

 
 

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО КАК ЭЛЕМЕНТА СИСТЕМНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ПСИХОЛОГИИ

Печать E-mail
Автор Жаворонкова И.А.   
21.02.2012 г.
Московский государственный медико – стоматологический университет (Москва)


THE PROBLEM OF UNCONSCIOUSNESS AS ELEMENT OF SYSTEM  ORGANIZATION  OF PSYCHIC PROCESS  IN  PSYCHOLOGY 
Zhavoronkova I.A.  Moscow State University of Medicine and Dentistry (Moscow) 


Abstract:  The article deal analyzes today’s concepts on the causes of psychic processes at  human psychology. The difficulty is that for a scientific solution a preliminary abstraction is required of those specific interactions and connections of the subject that engender the psychic reflection of reality in the human brain. It is easy to see that consciousness cannot be regarded as a phenomenon of a second line, neither biologically, physiologically, nor psychologically. The problem of consciousness must be solved in psychology in a sense that consciousness is an interaction, reflection, and mutual excitation of different systems of reflexes. The problem of the appearance of psychic processes is turned into the problem of their origin, their elicitation by those social connections into which man enters in the object world. Of particular note is the inclusion of material on laterality, learning, attention, and emotion and their relation to subcortical and peripheral structures and processes. In addition, the clinical relevance of brain asymmetry for neuropsychological and psychopathological practice is surveyed.
Key words: consciousness, psychic processes, brain asymmetry.

Резюме: Работа посвящена современным представлениям бессознательного и сознания, как психических элементов  одной целостной системы.  Рассматриваются психофизиологические аспекты бессознательного в современной науке. Проблема сознания и его взаимодействия с бессознательным порождает многообразие подходов к ней, большую пестроту взглядов на личные ее аспекты.  В  решении  важных  проблем  является анализ сознательных и бессознательных компонентов человеческой психики, их формирование, проявление и значение. Для более четкого выявления места проблемы бессознательного в структуре знания важно соотнести феномены бессознательного с такими реальностями, которые обозначаются категориями "деятельность", "отражение", "общение", "личность", "отношение". Для понимания механизмов функциональной асимметрии мозга, его сложных психических, речевых и двигательных функций большое значение имеет исследование особенностей структурной организации коры и подкорковых образований мозга человека в левом и правом полушарии. Ключевые слова: сознание, бессознательное, психика, функциональная  асимметрия.
       Проблема сознания и его взаимодействия с бессознательным порождает многообразие подходов к ней, большую пестроту взглядов на личные ее аспекты. Это нашло свое отражение в многочисленной психологической, психиатрической, кибернетической, физиологической и другой литературе, изданной в разных странах мира. Конечная задача обзора - дать развитие теоретических предпосылок и современных методик оценки бессознательного. Сквозь всю историю развития психологической науки проходят исследования в области данной проблемы таких зарубежных психологов, как Декарт, Спиноза, Кант, Фехнер, Вундт, Джеймс и других. Особое внимание уделяли проблемам глубинной психологии З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер. Отечественными психологами Выготским, Леонтьевым, Зинченко, Узнадзе и многими другими также были выдвинуты научные теории согласно проблемам сознания и бессознательного [5]. Проблема сознания и бессознательного давно и интенсивно разрабатывается во всём мире. И в настоящее время возникают различные точки зрения на сущность и структуру сознания, на происхождение бессознательного и его взаимодействие с сознанием [6]. Бессознательное и сознание, как психические элементы одной целостной системы, нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. Бессознательное психическое, заключающее в себе неизвестную природу, всегда выражалось сознанием и в терминах сознания. В широком смысле слова под  сознанием имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Существует множество теорий о механизмах сознания, в которых предпринимается попытка сформулировать необходимые и достаточные условия для возникновения сознания. Их можно разделить на структурные, когда акцент делается на рассмотрении роли отдельных структур или нейронных сетей  мозга, и на функциональные, которые определяют сознание через специальные когнитивные операции – мышление, воображение, запоминание, желание. Изучая процессы концентрации и индукции возбуждения, их распределение по коре, И.П. Павлов [3] создал теорию сознания, которая получила название теории «светлого пятна». Он связывал сознание с фокусом возбуждения, светлым пятном, областью повышенной возбудимости, которая может перемещаться по коре. При этом сознание не обязательно  связано с символьными операциями – второй сигнальной системой и речевой деятельностью.   Другая теория сознания была  предложена F. Crick [4]. Он предложил наличие специального аппарата, создающего «луч прожектора», связав его с особой формой  внимания и гамма - осцилляциями в электрической активности  мозга. Модель сознания  F. Crick построена на анализе работы зрения. Согласно его теории нейронные процессы, попадающие под луч прожектора внимания, определяют содержание нашего сознания, в то время как нейронные процессы вне света прожектора образуют подсознание. Системный подход, позволивший объективизировать внутреннюю субъективную сторону психической деятельности, раскрыт в теории функциональных систем П.К. Анохина [5]. Согласно этой теории внутримозговая центральная архитектоника поведенческих актов слагается из следующих последовательно сменяющих друг друга узловых стадий: афферентного синтеза, принятия решения, предвидения потребного результата (акцептора результатов действия), эффекторной программы действия (эфферентный синтез) и постоянной оценки субъектом параметров достигнутых результатов с помощью обратной афферентации, поступающей от периферических рецепторов к акцептору результатов действия. В трудах П.К.Анохина мотивация в системной архитектонике поведенческих актов получила название « доминирующей мотивации». В этом объединились теория функциональных систем с теорией доминанты А.А. Ухтомского [6]. Доминирующая мотивация пронизывает все церебральные стадии системной организации поведенческих актов мотивации принадлежит ведущая роль в формировании ориентировочно-исследовательской реакции. Каждый корково- подкорковый комплекс мотивационного возбуждения  при реакциях различного биологического качества представляет нейрохимическую интеграцию. Особый интерес представляет выявленная в последнее время закономерность- доминирующая мотивация усиливает экспрессию ранних генов в ряде структур мозга. Изучение генетических механизмов экспрессии ранних генов церебральных нейронов на стадии доминирующей мотивации, определяющей ориентировочно- исследовательскую деятельность животных, значительно расширено. Изучая эпилепсии, W.G. Penfield [7] показывает, что имеется область, в которой конвергируют  различные формы  нервной активности  и которая  в связи  с этим является  обязательной для сознания. В этой области имеются как сенсорные элементы, так и элементы, необходимые  для возникновения движения JH Jackson [8] был сторонником подобного представления. Предположение о связи  функции осознания с определенными мозговыми системами, выдвинутое H.H. Jasper [9] и G. Moruzzi [10] на Римском симпозиуме в 1964г на основе электрофизиологических данных, было углублено в дальнейшем в результате работ, произведенных в совсем другой области - в нейрохирургии. Дальнейшие исследования  пациентов с расщепленным  мозгом расширили  представления о  межполушарной асимметрии, и разграничении роли каждого полушария строились на основе способа обработки информации каждым отдельным полушарием. Экспериментальные и теоретические работы. Последователи Л. С. Выготского (А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко и др.) переориентировались на проблематику психологического анализа деятельности. Возврат к проблеме сознания в ее достаточно полном объеме произошел по второй половине 50-х гг. прежде всего благодаря трудам С. Л. Рубинштейна, а затем и А. Н. Леонтьева [11]. В советской психологии проблема бессознательного разрабатывалась главным образом школой Д. Н. Узнадзе [12,стр.24] приверженцы которой проводят исследования бессознательного в виде установки. Узнадзе определял: “Установка - это готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действий в определенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека”. Более продуктивной является давняя идея Л. Фейербаха [13] о существовании сознания для сознания и сознания для бытия, развивавшаяся Л.С. Выготским. Проблема структуры сознания выступила для Выготского как одна из центральных на заключительном этапе его научной деятельности. Под системным строением Выготский [14] понимал сложную совокупность отношений отдельных функций между собой, специфичную для каждой возрастной ступени. Смысловое строение сознания он рассматривал как характер обобщений, посредством которых совершается осмысление человеком мира. Появление системного и смыслового строения сознания Выготский связывал с возникновением речи. Их развитие и функционирование, согласно Выготскому, может изучаться только в их взаимной связи и взаимной обусловленности: “Изменение системы отношений функций друг к другу стоит в прямой и очень тесной связи именно со значением слов” [2, стр. 363]. А. Н. Леонтьев выделил 3 основных образующих сознания: чувственную ткань образа, значение и смысл [4]. А уже Н. А. Бернштейн [15] ввел понятие живого движения и его биодинамической ткани. Таким образом при добавлении этого компонента мы получаем двухслойную структуру сознания. Бытийный слой образует биодинамическая ткань живого движения и действия и чувственная ткань образа. Рефлекторный слой образует значение и смысл. В подходе к проблеме сознания все еще сильны интроспекционистские тенденции, в силу которых многие продолжают считать, что главный признак сознания - это субъективные переживания, внутренняя данность субъекту его психических состояний. Область бессознательного, по Фрейду [16], обладает совершенно другими свойствами. Первое свойство заключается в том, что содержание этой области, не сознаётся, но оказывает чрезвычайно существенное влияние на наше поведение. Область бессознательного действенна. Второе свойство заключается в том, что информация находящаяся в области бессознательного, с трудом переходит в сознание. Объясняется это работой двух механизмов: вытеснения и сопротивления . Особое внимание Фрейд уделял невротическим симптомам. Согласно его представлениям, невротические симптомы - это следы вытесненных травмирующих обстоятельств, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу по дестабилизации психического состояния человека. По К. Юнгу [17], психика человека включает три уровня: сознание, личное бессознательное, коллективное бессознательное. Определяющую роль в структуре личности человека играет коллективное бессознательное, образующееся из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества. Психофизиологические аспекты бессознательного широко исследовались в современной науке в связи с анализом сна и гипнотических состояний корковых и подкорковых образований. В последнее время обсуждаются возможности применения кибернетических представлений и методов моделирования бессознательного. При всем этом целостной теории, объединяющей механизм и структуру бессознательного до настоящего времени построить не удалось. Для определения роли бессознательного в регуляции психических процессов и понимания бессознательного в его физиологическом смысле, важно выявить такой процесс, который одновременно может регулироваться на уровне сознательного и бессознательного и вместе с тем имеет достаточно четкие параметры регуляции, поддающиеся объективной регистрации [18]. К числу таких параметров относятся электрические потенциалы  мозга, которые могут регулироваться на неосознаваемом уровне и вместе с тем, поддаются  произвольной регуляции при наличии обратной связи. Один из широко используемых методов анализа электрических корковых явлений – регистрация вызванных потенциалов (ВП), которые развиваются после предъявления любого сенсорного сигнала и представляют собой последовательность волн, создаваемых активностью различных мозговых систем. Широкое использование метода регистрации ВП стало возможным в результате компьютеризации психофизиологических исследований в 50-60 годы. Для осознания любого внешнего раздражителя решающее значение имеет активация связей между воспринимающей областью коры больших полушарий и моторной речевой областью. Существенная роль в этом процессе принадлежит механизму неспецифической активации. Значение реакций активации для осознания вызывающих ее стимулов показано многими работами. Ю.Д. Кропотов [19], изучая у человека нейронную активность неспецифических ядер таламуса — структуры, ответственной за локальную реакцию активации, — показал, что опознание буквы и цифры в трудных условиях наблюдения происходит, если реакция нейронов длится не менее 300 мс. Исследователи связывают осознание стимула с избирательным изменением возбудимости кортикальных структур через вовлечение таламического механизма фокусированного внимания. В опытах Э.А. Костандова [20] эмоциональные и нейтральные слова предъявлялись с короткой экспозицией (15 мс), что делало невозможным их осознание. Неосознаваемые эмоциональные слова вызывали ВП (Н200, ПЗОО) не только в затылочной, но и в других областях коры, тогда как на осознаваемые эмоциональные слова волна ПЗОО возникала более локально — только в затылочной области. Все известные к настоящему времени признаки нарушения равенства правого и левого полушарий в человеке можно условно объединить в три группы - моторную, сенсорную и психическую асимметрии человека. Эта асимметрия долгое время была известна как лишь неравенство рук. Согласно современной концепции о структурно-функциональной асимметрии мозга, сложившейся в результате  многочисленных клинических  и экспериментальных  исследований, существуют значительные различия  функций левого и правого  полушарий мозга  человека, их функциональная идентичность  в процессе формирования  второй сигнальной системы  и в обеспечении речи.   Одной из проблем межполушарной асимметрии мозга человека является изучение особенностей организации и функционирования мозга правшей и левшей. К настоящему времени накоплены многочисленные свидетельства о полушарных различиях мозга правшей по ряду морфологических, биохимических и функциональных характеристик  H. Steinmetz [27]   и  Г.А.Вартанян [28]. Электрофизиологические исследования с использованием когерентности ритмических составляющих ЭЭГ являются одним из информативных подходов к изучению нейрофизиологических механизмов межполушарной асимметрии мозга правшей и левшей, однако они немногочисленны, их результаты неоднозначны и трудно сопоставимы между собой [27]. N. A. Fox [21] и  R. J. Davidson  [22] предложили модель, объясняющую знак эмоций в зависимости от межполушарных отношений. Согласно их концепции левая и правая фронтальная кора – анатомический субстрат соответственно для выражения тенденции «приближения» и «отказа». Противостояние этих двух тенденций и определяет знак эмоции. По мнению R. J. Davidson [22], именно фронтальные полюса регулируют аффективные переживания. Регистрация ЭЭГ у пациентов с депрессией выявляет особый тип функциональной асимметрии, характерный для этих больных: у них фокус активации находится во фронтальной и центральной областях правого полушария. По результатам исследований примерно 50% самооценок состояния «счастья» определяется доминированием активности во фронтальных областях левого полушария. У 10-месячных младенцев восприятие лица человека с выражением счастья сочеталось с большей ЭЭГ-активацией в левом полушарии. Существует точка зрения, согласно которой в функциях различных полушарий представлены различные способы познания. Функции левого полушария отождествляются с осознанными, логическими процессами мышления, функция правого полушария – это интуитивное мышление. По мнению R.Ornstein [24], сегодня принятая система образования строится исключительно на развитии у детей способностей левого полушария, т.е. языкового и логического мышления, а функции правого полушария специально не
развиваются. Невербальному интеллекту не уделяется должного внимания.D. Kimura [23] предложил гипотезу, что речевая функция левого полушария связана с движениями ведущей правой руки, она предполагает, что речевая специализация левого полушария является следствием не столько асимметричного развития символических функций, сколько развития определенных двигательных навыков, которые помогают в общении. Стремление понять, в чем состоит своеобразие взаимоотношений двух
половин мозга в процессе творческой деятельности побудило ученых к изучению особенностей организации полушарий у людей искусства. Была высказана гипотеза о повышении способности творческих личностей к интеграции функций обоих полушарий  Д. Леви [25]. Исследования действительно подтвердили, что для обычных людей характерна более строгая латерализация функций полушарий при большей их билатеральности у художников. У художников-профессионалов на протяжении творческой жизни каждая половина мозга (а не только правая) развивает структуры, формы и методы, необходимые для художественного творчества. Поэтому в случае повреждения одного полушарий в зрелом возрасте второе сохраняет как свои врожденные художественные способности, так и приобретенные на основе взаимодействия с другим полушарием. Исследование музыкантов тоже наводит на мысль о более двустороннем представительстве у них функций, важных для музыкальных способностей,  по сравнению с не столь одаренными людьми. Исследование структурной асимметрии мозга человека тесно связано с изучением индивидуальной вариабельности мозга. Психологи, клиницисты, нейроморфологи и физиологи уделяют большое внимание индивидуальной вариабельности и типологическим особенностям строения и функции мозга. 
Наметилось также значение межполушарной асимметрии и модулирующих подкорковых влияний в механизмах поведения. Выясняется, что деятельность на уровне первой сигнальной системы, т.е. невербализованные неосознанные компоненты поведения, управляются правым полушарием и, вероятно, в большей, чем сознательная активность, степени подчинены модулирующим влиянием глубоких структур. На основании  теоретических и данных клинических  и экспериментальных исследований можно прийти к заключению, что поведение человека определяется доминантами, длительно существующими и кратковременными. Относительное значение сознательного и бессознательного в создании и существовании доминант различно не только у разных людей, но и у одного и того же человека в разные периоды жизни, в разных функциональных состояниях, в разных ситуациях. 
Заключение: Наука о человеке призвана рассказать ему больше, чем он сам о себе знает. Сначала она раскрыла механизмы его восприятия окружающего мира, работы его сознания. Ее следующим шагом было проникновение в  глубины неосознаваемой душевной жизни. Фрейд первым отважился на это шаг, и в этом историческое значение его психоанализа. Сегодня личность Фрейда стала легендарной, а его работы единодушно признаются новой вехой мировой культуры. Интерес к открытиям психоанализа проявляют философы и писатели, художники и режиссеры. В ежедневном изучении психических недугов, он в своей работе по их исцелению обогатил знание о человеческой личности широким спектром различной ценности подходов, проблем и понятий. Деление психики на сознательное и бессознательное  является  основной предпосылкой психоанализа, и  только оно дает  ему  возможность  понять  и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень важные  патологические  процессы в душевной жизни. Психоанализ не может  перенести  сущность  психического  в сознание,  но  должен  рассматривать  сознание  как  качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам. Сейчас нейропсихологи начали заново изучать «мир Фрейда» при помощи ядерно-спиновых томографов, причем многое неожиданно оказывается актуальным. Специалисты по вопросам памяти используют понятие вытеснения, даже теория Фрейда о том, что желания – это движущая сила сновидений, которая долгое время  считалась опровергнутой, получила новые подтверждения.   Именовать  «недрами» сознания любое появление бессознательной  психики - это не только и не столько образная характеристика психоаналитической теории бессознательного, сколько выражение самой сути этой теории. В то же время, нельзя не признать эти явления за так называемые первичные психические процессы, не говоря о том, что в рамках психоанализа они выступают  в виде единой системы бессознательного, образуя  при этом доминирующее свойство и изначальный принцип функционирования всей человеческой психики. Психоанализ рассматривает сознание и бессознательное как взаимоисключающие – при их функционировании – элементы психики, утверждая  их непримиримый  антагонизм. 


Список литературы :
1)А.Г. Маклаков “Общая психология”, Санкт-Петербург , 2002.
2)Р.С. Немов “Психология”, книга 1, Москва, 1998
3)И.П. Павлов,1926. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. - Полное собрание сочинений., 1947.т.4.М .- Л.,с.280.
4) Crick, F and Koch, C.(1998). Consciousness and Neuroscience. Cerebral Cortex, 8:97-107, 1998
5)П.К.Анохин П.К., Психическая форма отражения действительности, Москва- София, 1969,с.109-139
6)А.А.Ухтомский Доминанта. - СПб.: Питер, 2002.- 448с.
7)Penfield WG, Kristiansen K. Epileptic Seizure Patterns. Springfield, Ill.: Charles C Thomas; 1951.
8)Jackson JH, Beevor CE. Case of  tumour of the right temporosphenoidal lobe, bearing on the localisation of the sense of smell and on the interpretation of a particular variety of epilepsy. Brain 12: 346-357; 1889.
9)Jackson JH. On a particular variety of epilepsy (“intellectual aura”), one case with symptoms of organic brain disease. Brain II: 179-207; 1888.
10)Moruzzi, G, Magoun, HW. Brainstem reticular formation and activation of the EEG. Electroencephalogr Clin Neurophysiol 1949; 1:455. 
11)А.Н. Леонтьев  “Деятельность, сознание, личность”, Москва, 1975.12) Д. Н. Узнадзе “Основные положения теории установки”, Труды, Т.6, Тбилиси, 1977.
13)Л. Фейербах  История философии. Собрание произведений в 3-х томах. М., 1967
14)Л.С. Выготский “Раннее детство.”Собрание сочинений. Т.4.,Москва, 1984
15)Н.А. Бернштейн Очерки о физиологии движений и физиологии активности. — М.: 1966.
16)З.Фрейд “Психология бессознательного”, Сб. произведений, Москва, 1990.
17)К.Г. Юнг “Сознание и бессознательное”, Санкт-Петербург, 1997.
18)Вызванные потенциалы мозга в клинической практике. Гнездицкий В.В. М.
МЕДпресс-информ, 2003. 264 с.: ил. 
19)Пономарев В.А., Кропотова О.В., Кропотов Ю.Д., Десинхронизация и 
синхронизация ЭЭГ подростков, вызванные стимулами, запускающими и
запрещающими сенсомоторную реакцию. Сообщение I. Влияние модальности
стимулов. Физиология человека, 1999, т. 25, № 6, с.15-22.
20)Костандов Э.А. Концепция И.С. Бериташвили об образной деятельности как основа когнитивной физиологии поведения. – Росс. физиол. журн. им. ИМ. Сеченова. 2005. Т. 91. № 4. С. 450-457
21)Fox N. A. (1989). Psychophysiological correlates of emotional reactivity during the first year of life. Developmental Psychology 25 (3), 364-372.  (131 citations)
22)Davidson, R. J., & Fox N. A. (1982). Asymmetrical brain activity discriminates between positive and negative affective stimuli in human infants. Science, 218, 1235-1237.  (189 citations)
23)Kimura, D. (1992), “Sex differences in the brain”, Scientific American, No. September, pp.81-7. 
24)Ornstein R.L. , Rein R. , Breen D.L. , MacElroy R.D.  An optimised potential function for calculation of nucleic  acid interaction energies. I. Base stacking, Biopolymers , 17, 2341-2360 ( 1978 ). 
25)Психология и педагогика: Учебное пособие. – М.: Центр, 1996. – 332 с.
26)Flor-Henry P., Koles Z.  EEG characteristics of normal subjects: a comparison of men and women and dextrals and sinistrals.// Res. Commun. Psychol. and Psychiat. Behav. 1982. V.7. №1. P.21-29
27)Steinmetz H., Volkmann J. et al.  Anatomical left-right asymmetry of language-related temporal cortex in left- and right-handers.// Ann. Neurol. 1991. V. 23. P. 315-319.
28)Вартанян Г.А.. Клементьев Б.И. Химическая симметрия  и асимметрия мозга. М: Медицина. 1991. 190с.
Последнее обновление ( 03.03.2012 г. )
 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99