ГБОУ ВПО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Минздрава России ГБУЗ «ГП№210 ДЗМ» (г. Москва)
С 2011 г. в городских поликлиниках г. Москвы в рамках программы «Информационный город» началась реализация проекта Департамента информационных технологий города Москвы «Общегородские информационные сервисы Единой медицинской информационно-аналитической системы города Москвы» («ЕМИАС»).
Внедрение системы ЕМИАС происходит в соответствии с положениями приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 апреля 2011 г. № 364 «Об утверждении концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения», а также на основании постановления Правительства Москвы от 7 апреля 2011 г. № 114-ПП «О Программе модернизации здравоохранения города Москвы на 2011–2012 годы» (в редакции постановления Правительства Москвы от 27.10.2011 № 513-ПП).
Система ЕМИАС является региональным фрагментом Единой информационной системы в сфере здравоохранения, что подразумевает интеграцию сервисов с программным обеспечением федерального фрагмента «ЕГИС-Здрав» и системами электронного правительства, включая порталы госуслуг.
Согласно вышеупомянутому постановлению Правительства Москвы, в период 2011–2013 годов в рамках Программы модернизации здравоохранения города Москвы, а впоследствии — в рамках Государственной программы города Москвы 2012-2016 гг. «Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)», планируется создать следующие Общегородские информационные сервисы ЕМИАС:
общегородской регистр пациентов;
система управления потоками пациентов;
система интегрированной медицинской информации;
система консолидированного управленческого учета;
система персонифицированного учета медицинской помощи;
система управления медицинскими регистрами.
До внедрения системы ЕМИАС применение IT-технологий в поликлинике затрагивало регистратуру, кабинет статистики (программы составления ежемесячных, квартальных и годовых отчетов, в т.ч. по форме №12, 30 т.д.), административных работников (ПО, обеспечивающее учет оборудования (АИС ММИ), компьютерной техники и программного обеспечения (ПТК ИСиР), программы кадрового, экономического, бухгалтерского учета. В большинстве ЛПУ в каждом разделе работы использовались различные программные продукты, не связанные между собой. Например, существует несколько вариантов программного обеспечения кабинета статистики, широко используемые в поликлиниках г. Москвы. Электронную амбулаторную карту и другие способы IT-сопровождения лечебно-диагностического процесса использовало незначительное число поликлиник в г. Москве. Персональные компьютеры в кабинетах врачей не могли обеспечить обмен информацией между отделениями и кабинетами, их использование сводилось к функциям печатной машинки и справочника. По данным «Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения», в целом по России не более 7,7% лечебно-профилактических учреждений обеспечивают реализацию процессов ведения электронной истории болезни или электронных медицинских карт.
Внедрение ЕМИАС, по заверениям разработчиков, обеспечит интеграцию значительной части вышеупомянутых функций в единой системе с обменом информацией по защищенным каналам.
По заявлениям разработчиков, процесс внедрения системы планируется реализовать в несколько этапов:
1) обеспечение сервисов самостоятельной записи пациентов к врачу;
2) включение в систему врачей, которые смогут видеть историю болезни пациента и выписывать электронные рецепты;
3) организацию многопланового учета оказанной медицинской помощи для эффективного управления медицинскими учреждениями.
Начало внедрения ЕМИАС совпало по времени с процессом реорганизации — объединением городских поликлиник в амбулаторные центры с образованием единого юридического лица, состоящего из головного подразделения и филиалов. В настоящее время первый этап внедрения приближается к завершению. Доступны предусмотренные системой каналы записи пациента к участковому врачу-терапевту и к определенному перечню врачей-специалистов через многоканальный круглосуточный телефон 8-495-539-30-00, портал государственных услуг города Москвы www.pgu.mos.ru, с помощью специального приложения для мобильного телефона, через специалистов регистратуры, а также через инфоматы. Ограничение перечня врачей-специалистов, к которым доступна самостоятельная запись, позволило рационально распределять потоки пациентов, направлять их к врачам специалистам обоснованно (по показаниям).
Проложены структурированные кабельные сети, установлено и подключено необходимое количество автоматизированных рабочих мест — как для врачей, так и для административного персонала поликлиники.
Проработаны вопросы маршрутизации пациентов, доступна возможность записи от врача к врачу, записи из филиала в филиал и головное подразделение (к врачам-специалистам, выполняющим задачи 2 уровня).
Работа с аналитическими материалами ЕМИАС, доступными в реальном времени, позволяет главному врачу, заместителям главного врача и заведующим отделениями оценивать загруженность врачей на приеме, регулировать время на прием одного пациента, оценивать потребность в кадрах и принимать соответствующие управленческие решения.
Внедрение электронной записи по схеме «врач — врач» позволило оградить пациентов от необходимости повторно обращаться в поликлинику для записи на прием к врачу-специалисту или на исследование.
Однако в процессе внедрения системы ЕМИАС возникли и некоторые трудности.
Запись с помощью инфомата из филиала в филиал амбулаторного центра, а также в другие ЛПУ на настоящий момент реализована только в нескольких поликлиниках г. Москвы, однако данный вопрос активно прорабатывается.
Не проработана функция блокировки дублированной записи пациента к врачу в течение месяца, что уменьшает доступность записи к данному врачу для населения. Например, пациент может одновременно записаться к одному и тому же специалисту несколько раз в течение месяца и даже недели из-за того, что он не определился с датой посещения поликлиники, либо просто по ошибке. Функция блокировки дублированной записи была реализована в старых моделях инфоматов, однако в инфоматах и АРМах ЕМИАС она в настоящее время отсутствует.
Происходит вынужденное дублирование многих функций ЕМИАС «старыми», привычными средствами. Например, направление к врачу-специалисту 1 уровня должно сопровождаться выдачей направления по форме 057/у-04, что, на наш взгляд, является излишним.
Не активны многие блоки аналитики. Не доработан модуль выгрузки аналитических таблиц в форматы excel и прочие, что существенно снижает функциональность блока аналитики (такая возможность запланирована разработчиками, но на момент написания статьи она не активна).
Следует отметить, что процесс внедрения происходит при постоянном контакте персонала поликлиники и разработчиков ЕМИАС через специалистов по внедрению, что позволяет влиять на исправление указанных недостатков, а также довольно гибко настраивать систему под нужды конкретного отделения.
|