Тульский государственный университет (г. Тула)
Изучение эпидемического процесса в стационаре должно базироваться на использовании общепринятых методов, которые входят в систему эпидемиологического надзора. Однако они должны быть, с одной стороны, адаптированы, приспособлены к госпитальным условиям, а с другой – учитывать специфику групп инфекций. Выбор совокупности приемов осуществляется в соответствии с поставленными задачами. В комплекс методов для диагностики эпидемического процесса в госпитальных условиях должны быть включены ретроспективный и оперативный анализ, проспективное наблюдение, метод эпидемиологического обследования и экспериментальные методы, включая моделирование эпидемического процесса. Процесс взаимодействия микро- и макроорганизма в стационарах осуществляется значительно интенсивнее по сравнению с тем, что наблюдается вне лечебных учреждений, и жизнедеятельность госпитальной паразитарной системы оказывается более устойчивой. Учитывая такую особенность, при анализе госпитальных инфекций требуется использовать совокупность приемов (клинические, микробиологические, иммунологические). Объектами изучения в условиях стационара являются контингенты персонала и пациентов, микроорганизмы и окружающая среда. Каждый из этих компонентов имеет более ограниченный диапазон составляющих элементов, чем объекты изучения в других социально-бытовых условиях. Кроме того, в лечебных учреждениях существенно усиливаются значение выявления факторов риска и их ранжирование. Хотя ретроспективный анализ является фундаментом эпидемиологического надзора, применительно к госпитальным традиционным нозоформам (сальмонеллезы, шигеллезы, коли-энтериты и др.) он выполняет не основную роль, а, скорее, несет вспомогательные, дополнительные функции, подкрепляя данные эпидемиологического обследования и оперативного анализа. Это обусловлено тем, что традиционные инфекции возникают в стационарах лишь эпизодически в результате заносов, которые могут привести к возникновению вспышек. Разумеется, каждая вспышка вызывает немедленную реакцию со стороны противоэпидемической службы, в том числе срочную диагностическую работу, эпидемиологическое обследование. Квалифицированно проведенное эпидемиологическое обследование возникшей вспышки дает основные данные, позволяющие понять конкретные причины развития эпидемического процесса. Но даже в этом случае роль ретроспективного анализа довольно существенна. Он позволяет установить частоту заносов инфекционных заболеваний, наиболее поражаемые лечебные отделения, связь проникновения источников инфекции в отделения с характером работы приемного покоя. Сопоставление всех данных позволяет выявить причины и условия заноса, развития вспышки, определить источники инфекции, места заражения, пути и факторы передачи. Наряду с оценкой роли источников инфекции, определения факторов передачи в условиях стационаров важной задачей является выявление госпитальных штаммов. Суждение о принадлежности выделенных возбудителей к госпитальному штамму основывается на данных оперативного анализа об этиологической значимости возбудителя в возникновении патологического процесса, результатах типирования и эпидемиологическом подтверждении его роли в распространении заболеваний. Изучение эпидемического процесса в стационарах может быть эффективным при использовании совокупности методов, особенно ценны для изучения ВБИ данные проспективного наблюдения с привлечением микробиологических исследований, органичной частью которого является эпидемиологическое обследование очагов. Весьма эффективным является, на наш взгляд, новый концептуальный подход к управлению эпидемическим процессом внутрибольничных инфекций в стационарах, заключающийся в интеграции эпидемиологической оценки инфекционной безопасности больничной среды в общую систему управления обеспечением качества медицинской помощи. Интегральная оценка эффективности управления системой обеспечения качества в ЛПО включает оценку удовлетворенности пациента качеством медицинской помощи; углубленную объективную оценку качества медицинской помощи; оценку эффективности использования ресурсов ЛПО.
|