Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск, афедра поликлинической педиатрии с курсом пропедевтики детских болезней
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 66-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2007 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Скачать сборник целиком (формат .PDF, 1,5 мб)
Проблема школьной дезадаптации является чрезвычайно актуальной. Это обусловлено ростом хронической патологии и отклонений в состоянии здоровья, особенно в связи с появлением разнообразных форм образовательных учреждений с повышенной нагрузкой, не соответствующей возрастным физиологическим особенностям школьников. Школьная дезадаптация усугубляется нерешенными проблемами школьного питания, физического воспитания, отсутствием эффективных методов оздоровления, приближенных к условиям школы [1].
Нами проведен анализ социальной адаптированности и вегетативной устойчивости у 110 подростков 15-16 лет (9-10 класс), обучающихся в городской (91 человек) и сельской (19 человек) школах. Оценка показателей проводилась с использованием чешского личностного двухфазного опросника М. Гавлиновой на основе использования двух оценочных шкал – социальной адаптированности и вегетативной устойчивости (утверждены Европейским Союзом школьной и университетской гигиены и медицины, 1988 г.). Данный метод позволил нам оценить индивидуальный и групповой уровень социальной адаптированности (коммуникабельность, самооценка, лидерство и др.) и вегетативную устойчивость (лабильность системы терморегуляции, вестибулярного аппарата, наличие непроизвольных движений, тревожность и др.).
Методика оценки социальной адаптированности и вегетативной лабильности включает в себя две анкеты, предназначенные для изучения каждого показателя. Анкета "социума" содержит 20 вопросов, ответы "да" или "нет" оцениваются по системе баллов от 0 до 20 – чем выше оценочный балл, тем лучше социальная адаптация. Анкета "вегетатики" содержит 16 вопросов, ответы "да" или "нет" оцениваются от 0 до 16 баллов – чем выше оценочный балл, тем больше вегетативная неустойчивость.
В результате анкетирования 110 школьников не было выявлено ни полной социальной дезадаптации (0 баллов), ни очень хорошей способности к социальной адаптации (20 баллов).
Низкая социальная адаптация (0-8 баллов у юношей и 0-9 баллов у девушек) была выявлена у 16,5 % учащихся городской школы и у 0 % учащихся сельской школы.
Средняя социальная адаптация (8-13 баллов у юношей и 9-14 баллов у девушек) выявлена у 51,6 % учащихся городской школы и у 42,1 % учащихся сельской школы.
Высокая социальная адаптация (13 баллов и более для юношей, 14 баллов и более для девушек) выявлена у 31,9 % учащихся городской школы и у 57,9 % учащихся сельской школы.
Внутри группы девушек, учащихся в городской школе, низкая социальная адаптация составила 11,5 %. Соответствующий показатель для девушек, учащихся в сельской школе – 0 %. Высокая социальная адаптация в данных группах составила 19,2 % и 53,3 % соответственно.
Внутри группы юношей, учащихся в городской школе, низкая социальная адаптация составила 18,5 %. Соответствующий показатель для юношей, учащихся в сельской школе – 0 %. Высокая социальная адаптация в данных группах составила 36,9 % и 75 % соответственно.
Подростки с низкими показателями социальной адаптированности испытывают затруднения в общении и имеют значительные поведенческие отклонения: от чрезмерной застенчивости до развязности. Почти все эти дети нуждаются в психологической помощи.
Выраженную вегетативную лабильность (8 и более баллов для юношей, 10 и более - для девушек) имели 29,2 % юношей и 30,7 % девушек городской школы и соответственно 0 % и
13 % сельской школы.
Вегетативная устойчивость (0-3 балла для юношей и 0-5 баллов для девушек) наблюдалась у 24,6 % юношей и 0 % девушек городской школы и соответственно 25 % и 46,6 % сельской школы.
Нами выявлено, что школьники с высокими показателями вегетативной лабильности имеют больше жалоб различного генеза, хроническую патологию (80 %).
Средние величины показателей адаптированности и вегетативной лабильности подростков городских и сельских школ
Таким образом, полученные результаты позволяют считать, что на показатели социальной адаптированности половые различия практически не влияют. Вегетативная неустойчивость у подростков часто обусловлена наличием хронической патологии, и она выше у девушек, что, по-видимому, связано с их психоэмоциональными и физиологическими особенностями [2]. Показатели "социум – вегетатики" у подростков сельской школы более стабильны. Подростки, имеющие низкие показатели социальной адаптации и высокую вегетативную лабильность, нуждаются в дополнительном обследовании и оздоровлении. Кроме того, подростки с низкой оценкой по шкале социальной адаптированности относятся к группе риска и нуждаются в консультации и поддержке психолога, педагога и педиатра, особенно при проведении профориентации [3].
Таблица
Школьники
|
Социальная адаптация
(баллы)
|
Вегетативная лабильность (баллы)
|
|
Город
|
Село
|
город
|
Село
|
Юноши
|
11.3
|
13.8
|
6
|
4.5
|
Девушки
|
12
|
13.7
|
8.1
|
6.3
|
Список литературы:
1. Чутко, Л.С. Школьная дезадаптация в клинической практике детского невролога / Л.С. Чутко. – СПб. : Вектор, 2005. – 154 с.
2. Вострокнутов, Н.В. Школьная дезадаптация : ключевые проблемы диагностики и реабилитации / Н.В. Вострокнутов. – М. : Вече, 1995. – 168 с.
3. Заваденко, Н.И. Школьная дезадаптация в педиатрической практике / Н.И. Заваденко // Леч. врач. – 2005. – № 1. – С. 10-11.
|