Сибирский государственный медицинский университет, г.Томск
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 64-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2005 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Скачать сборник целиком (1 мб)
Цель: Сравнить социальные условия, в которых воспитываются дети, обучающиеся в классах «выравнивания» и в обычных классах общеобразовательных школ г. Томска.
Актуальность: В педагогической практике сложилось мнение, что если ребенок не справляется со школьной программой, значит у него «что-то не в порядке». Чаще всего трудности в обучении связывают с психическими расстройствами у учащихся [1, 4].
В нашей стране с 1981 года в рамках коррекционной педагогики, в общеобразовательных школах, появились классы «выравнивания». В этих классах обучаются дети с задержкой психического развития (ЗПР) церебрально-органического генеза. С 1992 году в общеобразовательных школах стали создаваться классы компенсирующего обучения (КО). В классах КО обучаются дети с «недостаточной степенью готовности к обучению по причине личностной незрелости, социально-педагогической запущенности, соматической ослабленности, а также с задержкой психического развития не связанного с церебрально-органическим поражением» [2,3]. Все дети с диагнозом ЗПР церебрально-органического генеза, обучающиеся в классах выравнивания состоят на учете в детском медико-педагогическом центре (МПЦ), т.е. все они имеют «психиатрический» диагноз. Проведенное нами исследование показало, что из 706 школьников двух районов г. Томска (Кировский и Октябрьский районы), состоящих на учете в МПЦ в классах выравнивания обучаются лишь 210 человек (29,75%), в то время как 496 человек (70,25%) имея сходные психические расстройства, обучаются в обычных классах. Такая ситуация свидетельствует о том, что наличие психических расстройств у детей скорее всего является не единственной причиной школьной неуспеваемости.
Материалы и методы: Проведен анализ медицинской документации 706 детей и подростков, состоящих на учете в МПЦ двух районов г. Томска (Октябрьского и Кировского). Основным критерием отбора являлось обучение детей и подростков в общеобразовательных школах. Возрастной диапазон учащихся был от 6 до 16 лет. Критерием исключения являлось обучение детей в школах-интернатах, коррекционных и вспомогательных школах. Было выделено 2 группы детей и подростков: дети с психическими расстройствами обучающиеся в обычных классах – I группа, дети с психическими расстройствами обучающиеся в классах «выравнивания» – II группа. Основным инструментом исследования являлась тематическая карта, которая включала в себя получение формализованных сведений о ребенке и его семье; сведенья о течение беременности, родах и особенностях раннего развития ребенка; сведенья о возрасте начала обучения и форме обучения (обычный класс, классы выравнивания, компенсирующего и индивидуального обучения). Основная часть вопросов тематической карты касалась сбора медицинской информации (дата постановки на учет, вид учета, причина обращения, оценка психического статуса, диагноз и т.д.).
Полученная информация позволила нам выявить существенные различия ряда социальных условий, в которых воспитываются дети, обучающиеся в классах «выравнивания» и обычных классах.
Прежде всего, эти различия выявлены по структуре семьей, в которых проживают обследованные. Удельный вес детей из II группы (дети из классов «выравнивания») проживающих в полных семьях составил 43,9%. Дети из I группы (дети из «обычных» классов) в 56,1% проживают в полных семьях. Случаи, когда дети воспитывались в неполной семье (чаще матерью) или в семье с повторным браком преобладают во II группе обследованных. Так, учащиеся из классов «выравнивания», проживают в неполных семьях в 31,6% случаев, а в семьях с повторным браком в 10,4% случаев. Эти показатели в I группе составили 29,6% и 7,1% соответственно. Данные о структуре семьи достоверно различаются между группами по точному критерию Фишера 54,02 на уровне значимости 0,001.
Значительные различия были выявлены не только в структуре семьей изучаемых групп, но и по количеству детей в семьях. Число детей в семьях обследуемых групп составило от 1 до 10 человек. Дети и подростки, имеющие психические расстройства, и обучающиеся в обычных классах, проживают в семьях, в которых средний показатель количества детей составил 1,9 ребенка. Учащиеся из классов «выравнивания» проживают в семьях, в которых аналогичный показатель составил 2,4 ребенка. Данные различия выявлены в семьях независимо от её структуры.
Проведенный анализ о количестве детей в семьях с учетом её структуры выявил следующие различия. Средний показатель количества детей в полных семьях составил в I группе – 2,03, во II группе – 2,56. В неполных семьях средний показатель количества детей составил 1,73 и 2,09 соответственно. В семьях с повторным браком этот показатель составил в I группе – 1,85, в II группе – 2,36. Проведенная статистическая обработка выявила достоверные различия результатов на уроне значимости менее 0,05.
Возраст матери на момент рождения ребенка не имеет достоверно значимых различий между двумя группами (25,6 и 25,3 года).
Одним из условий успешной «школьной готовности» ребенка является посещение им детских дошкольных учреждений (ДДУ). Выявлено, что дети II группы, посещали ДДУ лишь в половине случаев (55,3%), что достоверно ниже (на 13%) по сравнению с детьми I группы (68,2%).
Выводы: Таким образом, нами получен социальный срез, который показывает более низкий уровень социальных условий жизни детей обучающихся в классах выравнивания.
Результаты исследования свидетельствуют, что трудности школьного обучения нельзя объяснить наличием лишь психического расстройства у ребенка.
В успешности освоения школьной программы значимую роль играют социальные условия, в которых живет и воспитывается ребенок.
Список литературы.
1. Каган, В. Е. Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков / В. Е. Каган // Школьная дезадаптация: к определению понятия / Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского Минздравмедпрома Российской федерации. – Москва, 1995. – С. 3-8.
2. Беличева, С. А. Проблемы психологического обеспечения системы компенсирующего, коррекционно-развивающего обучения / С. А. Беличева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2000. - № 2. – С. 69-74.
3. Елисеев, А. В. Знакомые незнакомцы: задержка психического развития с позиции МКБ 10 / А. В. Елисеев, Н. П. Артюшенко, И. Р. Семин // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2004. - № 3. – С. 110-113.
4. Вайзман, Н. П. Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков / Н. П. Вайзман // Доболезненные отклонения нервно-психической сферы у школьников / Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского Минздравмедпрома Российской федерации. – Москва, 1995. – С. 35-36.
|