Адыгейский государственный университет (г. Майкоп)
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам пятого конгресса молодых ученых и специалистов «Науки о человеке» / Под ред. Л.М. Огородовой, Л.В. Капилевича.- Томск, СибГМУ.- 2004.- 413 с.
Скачать сборник целиком
В последние годы в системе образования особенно интенсивное развитие получило использование различных интеллектуальных технологий. Постиндустриальное общество требует ума высокой эффективности, способного к развитию, усваивающего передовые познавательные парадигмы и системы знаний. Однако с точки зрения возрастного развития интеллектуальные технологии не являются законченными системами. Они не сводятся к схемам оптимальной мыслительной деятельности, а представляются алгоритмами развития личности, включая не только психические, но и физические аспекты.
Тесная связь морфофункциональной конституции человека с его здоровьем эмпирически давно известна [1]. Одновременно можно считать достаточно твердо установленной взаимосвязь адекватной физической активности с уровнем здоровья [2,5]. Соединив все эти убеждения, получаем формулу: "здоровье через адекватные индивидуальным свойствам организма умственные и физические нагрузки". Однако новации в содержании и технологии учебного процесса не всегда адекватны возможностям школьника, что подтверждается массовым внедрением в образовательные учреждения гигиенически непроверенных авторских программ, характеризующихся чрезмерными учебными нагрузками, высоким уровнем трудности, большим объемом и быстрым темпом изучения материала. Парадоксально, но современная школа считает задачу профилактики и сохранения здоровья детей вторичной по отношению к базовому учебно-воспитательному процессу. Понимание единой нормы при организации учебного процесса игнорирует принципы биологической популяционной изменчивости, физиологии личности, этики, гуманизма [3] и расходится с определением здоровья как оптимального состояния организма, гармонирующего с его физическими индивидуальными свойствами [4,5]. В этом плане достаточно актуальным остается вопрос о необходимости проведения комплексной оценки состояния здоровья учащихся, которая позволит проанализировать здоровье каждого ребенка, установить сопряженность уровня здоровья с морфофункциональным статусом и определить его изменчивость под влиянием учебно-познавательной и двигательной деятельности, особенно в условиях иновационных образовательных программ.
Обследование проводилось методами комплексного анализа медицинских карт и оценки уровня соматического и вегетативного здоровья в лонгитюдинальном режиме на базе НОШ № 29 и Ш-Г № 22 г. Майкопа. Контингент исследования (49 чел.) составляли учащиеся 2-6 классов, отнесенные к основной медицинской группе и обучавшиеся в начальной школе по системе Л. В.Занкова, а в 5-6 классах по гимназической программе. При этом у 23 школьников на протяжении всего периода обучения использовался расширенный двигательный режим (РДР), построенный на ежедневном выполнении физических упражнений из расчета 1-го академического часа до начала занятий, тогда как 26 школьников занимались по традиционной программе физического воспитания (ТДР) (2 часа в неделю).
В результате клинического анализа индивидуальных медицинских карт выявлен достаточно большой процент детей с хроническими соматическими заболеваниями и другими отклонениями здоровья, причем в структуре заболеваемости доминируют так называемые "школьные патологии": нарушения осанки, сердечнососудистые нарушения, нервно-психические дисфункции, понижение остроты зрения.
Вызывает тревогу тот факт, что под влиянием учебного процесса происходит их усугубление. При этом, одним из неблагоприятных факторов, влияющих на здоровье детей и подростков, занятых в образовательном процессе, является их малая подвижность. Так, в начальной школе нарушение осанки отмечалось у 29,2 % детей из класса с ТДР и у 32,0 % школьников из класса с РДР, тогда как в среднем звене этот процент резко возрастает до 95,9 % и 70,5 % соответственно. Можно сделать вывод, что патологические изменения опорно-двигательного аппарата появляются в результате чрезмерного напряжения, как психического, так и физического в условиях информационно-насыщенной познавательной деятельности в совокупности с утомительным статическим компонентом, особенно в классе со сниженным объемом двигательной активности. Следует отметить, что нарушения формирования опорного аппарата особенно опасны в детском и юношеском возрасте. Костная система у детей и подростков находится в состоянии усиленного роста, продолжается процесс окостенения скелета, позвоночник очень подвижен и податлив. Поэтому в связи с отставанием развития мышечной ткани от роста костного скелета при гиподинамии могут возникнуть различные нарушения осанки или деформации позвоночника. Особое значение в этот период имеет систематическая физическая нагрузка, так как активная мышечная работа способствует формированию скелета и сопровождается изменениями в деятельности многих систем органов, вызывающих благоприятные функциональные, биохимические и структурные изменения в организме.
Изучение вегетативного компонента адаптации также указывает на то, что физиологический уровень развития сердечно-сосудистой системы и ее адаптационных возможностей в определенной степени зависит от режима двигательной активности и системы обучения. Так, регулярные занятия физической культурой несколько повышают развитие тренированности, не вызывая относительно высокого напряжения вегетативных систем регуляции. Тогда как в параллельном классе в условиях ТДР динамика адаптивных процессов носит неблагоприятный характер, обнаруживая прогрессирующее ухудшение приспособительных возможностей сердечно-сосудистой системы, о чем свидетельствует постепенное увеличение значений адаптационного потенциала у этих учащихся.
В то же время, если двигательная активность не обеспечивается полноценными восстановительными процессами, возникает эффект гипердинамии, которая может привести к значительному ухудшению функционального состояния организма детей. Так, в классе с РДР наблюдается увеличение числа детей с функциональными изменениями сердца на 7,7 %. Известно, что сердечно-сосудистая система лимитирует умственную и физическую нагрузку и является очень тонким и точным биологическим индикатором на любое перенапряжение организма, поэтому его неблагоприятная реакция свидетельствует не только об ухудшении здоровья, но и о слабой приспособляемости к факторам окружающей среды, об ухудшении адаптационного профиля организма в целом. Чрезмерные нагрузки на нижние конечности, когда процесс окостенения еще не закончился, также приводят к появлению плоскостопия у 30,8% детей из класса с РДР, тогда как в классе с ТДР этот процент увеличивается на 11,1%.
Исследование уровня соматического здоровья показало, что девочки, обучающиеся в условиях повышенного объема умственных и физических нагрузок, имеют самые высокие абсолютные показатели оматического развития, что в определенной степени уточняет существующее мнение о положительном воздействии двигательной активности на процессы базального метаболизма. Тогда, как у мальчиков и девочек в условиях ТДР не наблюдается должной согласованности изменений в динамике интенсивности ростовых процессов. Это позволяет считать, что повышенная умственная деятельность в условиях спонтанной двигательной активности и традиционных уроков физического воспитания провоцирует дестабилизацию морфо-функционального развития организма и смещение во времени на более поздний срок узловых периодов, предопределенных нормальным ходом онтогенеза.
В целом, результаты исследования указывают на неблагоприятную тенденцию изменения уровня здоровья при интенсивном режиме учебных нагрузок и ограничении двигательной активности. При этом перераспределение детей по группам здоровья происходит за счет патологических изменений в психоневрологическом статусе, сердечно-сосудистой системе, эндокринной и дыхательной системах, в зрительном анализаторе и, в первую очередь, за счет ухудшения осанки, что напрямую связано с мышечным утомлением, особенно в классе с традиционной системой физического воспитания. Это является следствием не только неправильной организации двигательной активности школьников, но и самого педагогического процесса, направленного на реализацию дидактических принципов в рамках системы Л. В. Занкова и гимназической программы обучения, эффективность которых находятся в прямой зависимости от понимания учителем физического и психического состояния школьников.
Важно отметить, что весьма серьезным недостатком является отсутствие преемственности научно-методических подходов к организации учебного процесса на этапе перехода учащихся из начальной в основную школу. Поскольку данный этап онтогенеза характеризуется особой сенситивностью к экзогенным факторам, то изменение стиля обучения не может не отразиться на общем состоянии ребенка, его функциональных и адаптивных возможностях. При этом понимание единой нормы для разноадаптированных групп учащихся приводит к тому, что при организации и нормировании учебных и физических нагрузок педагогами не учитываются индивидуальные особенности учащихся и не ведется должный врачебный контроль, тогда как суммирующий объем умственных и физических нагрузок не все дети переносят адекватно. Реально это означает, что учащиеся с разными функциональными и адаптивными возможностями, темпами биологического созревания и потенциальными рабочими возможностями попадают в неравноценные условия.
Естественным выходом является принятие множественности нормы в соответствии с адаптивным профилем ребенка. Кроме того, в целях сохранения благоприятной динамики здоровья и повышения мотивации учащихся к занятиям назрела необходимость внедрения в систему образования валеологической, или здоровьесберегающей педагогики, которая должна базироваться на следующих принципах:
-интегративная диагностика уровня индивидуального здоровья с использованием комплексного системного подхода;
-своевременная профилактика и коррекция сдвигов в состоянии здоровья учащихся;
-выбор оптимальных педагогических технологий, учебных программ, двигательных режимов с учетом морфофункциональных, психофизиологических, половых и возрастных особенностей учащихся.
Литература:
1.Вайндрух Ф.А., Смирнова Н.С. Некоторые итоги изучения проблемы "телосложение и болезни" (Обзор) // Вопросы антропологии.- 1972.- Вып. 42.- С. 137-152.
2.Гундаров И. А. и др. Медико-социальные проблемы формирования здорового образа жизни: Обзорная информация.- М.: НПО "Союзмединфрм", 1989, вып. 2.- 83с.
3. Зайцева В. В. Биологические основы индивидуального подхода к охране и укреплению здоровья // Альманах "Новые исследования".- М, 2003, №1(4).- С.36-52.
4.Казначеев В.П., Казначеев С.В. Адаптация и конституция человека.- Новосибирск: Наука. 1986.- 120с.
5.Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты.- Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1989.- 136с.
|