|
Институт физиологии Коми НЦ УрО РАН, г.Сыктывкар
Эта работа опубликована в сборнике "НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ" – Сборник статей молодых ученых и специалистов / Под ред. Л.М. Огородовой, Л.В. Капилевича. – Томск. - СГМУ. – 2003. – 268 с.
Скачать сборник целиком
В современных условиях экономической нестабильности чрезвычайно актуальна оценка состояния питания детей, так как проблемы с фактическим обеспечением компонентов рациона детей и подростков в период активных ростовых процессов физиологически важны и имеют существенные социальные последствия.
Исследования проведены в организованном коллективе с круглосуточным пребыванием детей (интернат г Сыктывкара). В группу наблюдения были отобраны мальчики, учащиеся 1-2, 5, 7, 9 классов. Учитывая имеющиеся литературные сведения о серьезном влиянии фактора сезонности на жителей Севера [1], нами было проведено двукратное обследование детей в разные сезоны года. Всего обследовано 53 человека в мае (опрос проводился дважды) и 38 в ноябре. Одновременно производилась выкопировка данных меню-раскладок в день обследования, предлагаемых школьной столовой. Оценка фактического питания проводилась методом воспроизведения 24-часового питания с использованием журнала порций продуктов и блюд [2]. Обработка анкет велась по официальным справочным таблицам [3] и программе "Диетолог" для Windows, разработанную Центром ЭМОС (г.Москва).
| Класс |
Белки |
Жиры |
Углеводы |
|
| Месяц |
г/сут |
г/кг |
г/сут |
г/кг |
г/сут |
г/кг |
Калорийнос ть, ккал/сут |
| 1-2 V |
97,1± 17,5 |
3,6± 0,8 |
104,0± 14,5 |
3,8± 0,9 |
427,9± 55,7 |
15,9± 3,9 |
2809,9± 599,1 |
|
5 V
XI
|
81,8± 20,5 |
3,0± 0,8 |
88,2± 29,1 |
2,9± 1,4 |
381,2± 86,3 |
9,7± 1,8 |
2542,2± 591,1 |
| 103,7±23
,2 |
2,3± 0,8 |
98,8± 37,4 |
2,5± 1,0 |
335,9± 46,1 |
10,5± 3,1 |
2621,1± 425,1 |
|
7 V
XI
|
117,3±43 ,5 |
2,8± 0,7 |
119,7± 55,2 |
3,3± 1,0 |
487,1± 145,0 |
8,0± 2,1 |
3380,7± 1017,6 |
| 126,4±17
,4 |
2,4± 0,9 |
143,7± 28,0 |
2,5± 1,5 |
360,0± 33,9 |
10,9± 4,2 |
3129,9± 386,1 |
|
9 V
XI
|
109,0±19 ,2 |
2,4± 0,3 |
123,3± 42,1 |
2,3± 0,4 |
504,9± 96,5 |
7,5± 1,3 |
3418,8± 511,1 |
| 140,5±15
,7 |
2,0± 0,4 |
133± 24,0 |
2,3± 0,8 |
438,4± 74,1 |
9,3± 1,9 |
3387,8± 423,8 |
При оценке рационов питания детей выявлено повышенное содержание белков (111-143% от нормы) и жиров (107-143%). При этом в 1,5-2 раза превышены нормативы потребления этих макронутриентов на 1 кг массы тела (табл.). Количество углеводов почти не превышало суточные нормы потребления, составляя 60% от общей калорийности. Указанные особенности питания определяли дисбаланс основных пищевых веществ в рационах: соотношение белков, жиров и углеводов составляло в среднем 1:2,4:3,9 вместо рекомендуемого 1:1,2:4. Энергетическая ценность рационов питания детей составила 104-120% от суточной физиологической потребности.
Таким образом, при проживании в школе-интернате учащимся обеспечивается требуемый суточный калораж, не имеется проблем с обеспеченностью белками и жирами. Наибольшее относительное превышение потребления жиров на килограмм массы отмечено в мае у учащихся 12 и 7 классов.
Литература:
1. Рощевский М.П., Евдокимов В.Г., Варламова Н.Г., Рогачевская О.В. Сезонные и социальные влияния на кардиореспираторную систему жителей Севера // Физиол. человека. - 1995. - Т. 21, № 6. - С. 55-69.
2. Мартинчик А.Н., Батурин А.К., Баева В.С. и др. Альбом порций продуктов и блюд. М.: Институт питания РАМН, 1995 - 64с.
3. Химический состав пищевых продуктов. Справочные таблицы содержания основных пищевых веществ и энергетической ценности пищевых продуктов/Под ред. И.М.Скурихина и М.Н.Волгарева. - М.: Агропромиздат, 1987. Т.1.
4. Нормы физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных групп населения СССР. Утв. МЗ СССР 22.03.82 г. - М., 1991 - 21с.
|