Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 64-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2005 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Скачать сборник целиком (1 мб)
Формирование пищевого поведения ребёнка является важным этапом в становлении нормальной физиологии детского организма. В раннем возрасте, когда ребёнок получает только предлагаемую ему пищу, имеется возможность заложить правильную вкусовую ориентацию на полезные продукты, что является основой правильного использования более ценной пищи в будущем [2]. К пяти месяцам ребёнок, находящийся на естественном вскармливании проявляет активный интерес к пище взрослых – это время ввода первых прикормов. Ребёнок активно стремится принять участие в процессе приёма пищи: начинает захватывать предметы и удерживать их. Постепенно формируются первые пищевые навыки и вкусовые пристрастия [3]. При задержке редукции симптомов орального автоматизма возникает проблема отграничения патологического сосания пальца, от свойственного большинству игровому манипулированию собственным телом. Во втором полугодии жизни появляются зачатки будущей речевой деятельности, и возникает необходимость «освобождения» от сосательного автоматизма. На фоне этого появляются дефекты произношения звуков: «р», «л», «ш», «ф», «с», что является следствием «присасывающего» действия языка. Дефект речи может остаться на всю жизнь. Факторами риска являются: период прорезывания зубов, искусственное вскармливание, погрешности в режиме, помещение в ясли, нарушение сна и аппетита [1]. Целью нашего исследования явилась оценка формирования пищевого поведения ребёнка в зависимости от вида вскармливания. Работа проводилась на базе детской поликлиники МСЧ № 2 г. Томска. Нами была разработана анкета, состоящая из 30 параметров, включающая вопросы о сроках введения дополнений и прикормов, формировании пищевых навыков, патологических привычек и нарушениях аппетита. Было опрошено 50 родителей, имеющих детей от 0 до 1 года 6 месяцев: 23 мальчика и 27 девочек. Средний возраст составил 10 месяцев. 50% родителей имеют высшее образование, 38% - средне специальное и 12% неоконченное высшее. 90% посещают поликлинику регулярно. Все дети с учётом вскармливания были разделены на 2 группы. Первую группу составили дети, находящиеся с рождения преимущественно на естественном вскармливании – 58%. Во вторую группу вошли дети, находящиеся на искусственном и смешанном вскармливании – 42%. Во второй группе было отмечено наличие таких патологически привычных действий как: сосание соски – 44,8%; сосание пальца – 41,4%; кусание ногтей – 3,4%; кусание губы – 6,9% . При анализе первой группы были получены следующие результаты: сосание соски – 23,8%; сосание пальца – 47,6%; также было выявлено сочетание видов патологического поведения в 28% случаев. Нарушение аппетита во второй группе составило 51,7%, а в первой – 61,9%. Приобретение навыков самообслуживания во второй группе происходило следующим образом: снятие пищи губами с ложки в среднем с 5 месяцев составило 82,8%, позже 5 месяцев – 15,8%. Пить из кружки в среднем дети начинали с 7 месяцев в 51,7%, позже – 28,6%. Держать ложку самостоятельно в среднем с 5 месяцев – 44,8%; держать кружку с 10 месяцев – 51, 7% самостоятельно есть густую пищу дети в среднем начинали с 1 года 3 месяца в 44,8%; самостоятельно есть жидкую пищу ложкой с 1года 4 месяцев – 44,8%. Приобретение навыков самообслуживания в первой группе происходило следующим образом: снятие пищи губами с ложки в среднем с 5 месяцев составило 51,7%, позже 5 месяцев – 5,8%. Пить из кружки в среднем дети начинали с 7 месяцев в 23,8%, позже – 34,6%. Держать ложку самостоятельно в среднем с 5 месяцев – 33,3%; держать кружку с 10 месяцев – 19% самостоятельно есть густую пищу, дети в среднем начинали с 1 года 3 месяца в 28,8%; самостоятельно есть жидкую пищу ложкой с 1года 4 месяцев – 23,8%
Таким образом, для детей, находящихся на естественном вскармливании, характерно более раннее приобретение навыков самообслуживания, чем для детей, находящихся на искусственном и смешанном вскармливании. Также у детей на естественном вскармливании реже наблюдается нарушение аппетита, чем у детей из второй группы.
Список литературы:
1. Ладодо, К.С. Формирование вкусовых привычек у детей / К. С. Ладодо.- М. : Медицина, 2004. – 320 с.
2. Нетребенко, О. К. Развитие чувственного восприятия и пищевых привычек: применение теории и практики / О. К. Нетребенко // Вестник корпорации Нестле. – 2003. - № 14 - С. 1-2.
3. Антропов, Ю. Ф. Психосоматические расстройства и патологически привычные действия у детей и подростков / Ю. Ф. Антропов.- М. : Медицина, 2000. – 320 с.
|