Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Томский государственный университет, г.Томск
Кафедра психиатрии наркологии и психотерапии
Кафедра клинической и генетической психологии
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам 70-й Юбилейной итоговой научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г. Томск, 16-18 мая 2011 г.), под ред. В. В. Новицкого, Л. М. Огородовой. − Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2011. − 430 с.
Актуальность: в студенческой популяции, особенно на младших курсах наблюдаются различные эмоциональные состояния характеризующие уровень психического здоровья студентов. Проблематично установить причинно-следственные связи между эмоциональными переживаниями, уровнем академической успеваемости, образом и стилем жизни студентов. Недостаточное внимание к этому вопросу, отсутствие систематизированных сведений об эмоциональной составляющей психической жизни студентов не позволяет разрабатывать для них системные программы психопрофилактики эмоциональных расстройств.
Цель: выявить эмоциональные и поведенческие нарушения у студентов медицинской академии ХМАО-Югры.
Материалы и методы: скрининг-обследование студентов проводилось по методике предварительной оценки состояния психического здоровья [1]. Обследование эмоционального состояния проведено среди студентов младших курсов медицинской академии ХМАО-Югры, в начале учебного года (2010-2011г.г.).
Результаты: исследование выявило, что среди студентов преобладает низкий уровень тревоги, лишь 8% из них отметили у себя это состояние. В то же время в 16% случаях обследуемые отмечают у себя состояния «полного» равнодушия, слабую интенсивность эмоциональных переживаний. В такой же мере в ответах прослеживается состояние раздражения относительно действий окружающих. Фактически неустойчивость настроения характерна для всей группы обследованных.
Разноречивы сведения о таком важном показателе, как вариант эмоционального поведения. Более половины студентов предпочитают проводить время в одиночестве 57 ответов (64,7 % от всей группы), остальные (35,3%) находят удовлетворение эмоциональных потребностей в групповом пребывании. Последний показатель свидетельствует о высоком уровне социального функционирования студентов во внеучебное время. Обращает внимание наличие в ответах студентов состояний обусловленных проявлениями навязчивых непреодолимых страхов (19,3 %). Интерпретация этих вариантов ответов коррелирует с тем, что у 23,8 % студентов наблюдаются жалобы характерные для навязчивых мыслей. Индивидуальный анализ позволил отнести эту категорию студентов по отдельным высказываниям характерным для невротических реакций обусловленных неврозом навязчивых состояний, либо тревожно-фобическими расстройствами. Следует учесть также мнение авторов о том, что с возникновением тревоги связано усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации [2].
Таким образом, результаты скрининг-обследования позволяют указать на то, что в среде студенческой популяции имеются факторы риска, обусловленные эмоциональными нарушениями, входящими в клинический спектр пограничных психических расстройств.
Список литературы:
1. Балашов П.П. Автоматизированная методика предварительной оценки состояния психического здоровья человека. Компьютерная система гос.регистрация N 0186 0034502, 1992.
2. Яницкнй М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики. / Учебное пособие. - Кемерово. Кемеровский государственный университет, 1999. - 84 с.
|