Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск.
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 64-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2005 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Скачать сборник целиком (1 мб)
В настоящие время многие авторы (М.Е.Бруно, Ц.П.Короленко, Г.В.Фролова, А.И.Копытин и др.) отмечают особенности изобразительных форм и методов у душевнобольных, в том числе у пациентов, страдающих параноидной шизофренией. Анализ творчества душевнобольных проведённый специалистами (А.Б.Смулевич, А.Л. Шмелевич, и др.) позволяет оценить некоторые психопатологические изменения (эмоциональное состояние, расстройства восприятия, мышления и. др.), однако, до настоящего времени систематизированных сведений о возможностях диагностики невербальными методами отдельных форм нервно-психической патологии нет.
Вследствие этого, изучение и систематизация изобразительной продукции душевнобольных, а так же разработка на её основе клинически обоснованных методов диагностики и реабилитации является актуальной проблемой современной психиатрии.
Цель данного исследования была направлена на определение готовности пациентов и медицинского персонала к сотрудничеству, ознакомление с техническими условиями отделений (место и время проведения занятий художественным творчеством с пациентами).
Так же, в задачи, исследования входило изучение особенностей изобразительной продукции пациентов и их реагирования на процесс, и результаты рисования.
В исследовании принимало участие 31 человек: группа пациентов (3 и 23 отделений ТОКПБ), с диагнозом: параноидная форма шизофрении. Возраст пациентов, принявших участие в исследовании, от 23 до 60 лет, а длительность заболевания от 3 до 35 лет, из них в состоянии ремиссии на момент обследования 17 человек, а в состоянии обострения 8 человек. Психопатологические переживания характеризовались параноидной симптоматикой разной степени выраженности.
Пациентам предлагалась следующая инструкция: «Нарисуйте что-нибудь на свободную тему».
Материалы: простые и цветные карандаши, листы бумаги формата А4 и стирательные резинки.
Для каждого пациента заполнялся следующий протокол исследования.
1).ФИО, возраст.
2).Диагноз.
3).Длительность заболевания.
4).Что изображено на этом рисунке?
5).Почему Вам захотелось нарисовать именно это?
На основании полученного материала, можно анализировать следующие данные: особенности реагирования пациентов на процесс рисования, художественное мастерство, композицию и цветовую гамму работ.
Большинство пациентов согласилось рисовать (25 из 31, шесть человек аргументировало отказ тем, что им не хочется рисовать). Несмотря на это, из 25 пациентов, активно общались на тему своей работы только шестеро (двое из них, с обострением, на момент исследования, изобразили свою галлюцинаторную продукцию, что было выявлено при расспросе пациентов о содержании рисунков).
Кроме того, два пациента (из шести пожелавших общаться о своих рисунках) ответили на эти вопросы подобным образом: «Это я нарисовал танк, я служил в танковых войсках» или «Это боксёр, я раньше занимался боксом». Эти автобиографические факты были подтверждены при работе с историями болезни данных пациентов.
Два других пациента, проявили явную паралогичность в своих высказываниях о содержании рисунка: «Это Змей Горыныч, потому, что я в школе любил биологию» или
«На рисунке всё жёлтое (небо и самолёт) потому, что сверху светит солнце».
Остальные 19 человек на 4-5 вопросы протокола исследования отвечали, что это они нарисовали «просто так» и уходили.
Во всех работах заметно отсутствие объёмности и перспективы, поэтому изображение кажется плоским.
Большинство работ (20 из 25), по содержанию, отличались схематичностью и композиционной бедность, например, одно дерево, один цветок и т.д.
Цветовая гамма также бедна: только 5 рисунков было выполнено с использованием более четырёх цветов. Кроме того, 5 рисунков нарисовано с использованием одного- двух цветов, 14- простым карандашом и, одна работа нарисована шариковой ручкой, которую пациент принёс с собой.
Предпочтение пациентов к рисованию простыми карандашами можно объяснить с помощью использования теста Люшера, как стремление маскироваться, желание скрыться, избежать контакта, Это действительно характерно для больных страдающих параноидной формой шизофрении и может быть отнесено к таким кардинальным признакам шизофрении как замкнутость, отчуждённость, черезмерзмерное погружение в свой внутренний мир [1].
В рамках проведённого исследования затруднительно говорить о таких часто проявляющихся в творчестве больных шизофренией патологических признаках как символизм, абстрагирование, особый смысл изображения.
Важно отметить то, что у больных с параноидной формой шизофрении, несмотря на наличие негативной симптоматики, наблюдается эмоциональная откликаемость на творческое самовыражение так, по мере наблюдения за пациентами складывалось впечатление об эмоциональной значимости участия в творческом процессе.
Анализ работ пациентов свидетельствует о том, что они отражают в своих рисунках: важные события жизни, свою галлюцинаторную продукцию и социально-профессиональный статус.
В целом, это свидетельствует о том, что, несмотря на, наличие негативной и позитивной симптоматики, больные с параноидной шизофренией могут быть включены в проведение арт-терапии.
Арт-терапия является психодинамически ориентированным видом психотерапии основным принципом которого является то, что если пациент способен объективировать содержание своей психической жизни и проанализировать их с помощью психотерапевта, он тем самым дистанцируется от них, они становятся для него менее угрожающими, более понятными и подверженными положительными изменениями [2], следовательно, она может быть использована для лечения душевнобольных, в том числе пациентов страдающих параноидной шизофренией.
Список литературы:
1. Психиатрия / М. В. Коркина, Н. Д. Лакосина, А. Е. Личко, И. И. Сергеев – М. : МЕДпресс-информ, 2002 – 346 с.
2. Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. – СПб. : Питер, 2000. – 234 с.
|