Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Эта работа опубликована в сборнике "НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ" – Сборник статей молодых ученых и специалистов / Под ред. Л.М. Огородовой, Л.В. Капилевича. – Томск. - СГМУ. – 2003. – 268 с.
Скачать сборник целиком
Недоношенные дети занимают ведущее место в структуре смертности, заболеваемости и инвалидизации. Это объясняется не только состоянием незрелости преждевременно родившегося ребенка, но и степенью тяжести нарушения внутриутробного развития, состоянием здоровья матери, осложнением течения беременности, патологии родов и раннего неонатального периода, а также качеством организации перинатальной помощи. В реабилитации недоношенных детей особого внимания требует коррекция нарушений со стороны ЦНС. Тяжелые последствия перинатального поражения ЦНС в виде грубых нарушений психомоторного развития(олигофрения, эпилепсия, ДЦП и др.) формируются у 3-5% доношенных и у 10-20% недоношенных детей [1,2].
Целью работы явилось изучение состояния нервно-психического развития глубоконедоношенных детей со сроком гестации менее 32 недель на этапах реабилитации. Было обследовано 80 детей в возрасте 1-го, 3-х, и 12 месяцев жизни. Из них 20 детей были доношенными и составили контрольную группу. В первую группу вошли глубоконедоношенные дети со сроком гестации менее 32 недель всего 45 детей. 15 детей с 1 и 2 степенью недоношенности составили вторую группу. Для исследования были использованы таблицы, предложенные Л.Т.Журбой и Е.М.Мастюковой (1981г.). Психомоторное развитие детей оценивалось по 10 параметрам в баллах [3].
Результаты исследования показали, что в группе глубоконедоношенных детей при оценке нервно-психического развития в возрасте 1-го месяца отмечалось наименьшее количество баллов, которое составило 10,0±2.5,что в 2,5 раза меньше чем в контрольной группе. У недоношенных детей с 1 и 2 степенью снижение нервно-психического развития было менее выраженным и составило 16,0±2,0. При этом у детей наблюдалась недостаточность коммуникабельности, снижение мышечного тонуса, часто « плавающий взор».
В группе глубоконедоношенных детей нами было проведено изучение нервно-психического статуса с коррекцией на «скорригированный возраст». Было отмечено, что в данном случае показатели развития были выше при сопоставлении его с фактическим возрастом, но ниже по сравнению с детьми контрольной группы. В возрасте 1-го года у большинства детей нервно-психическое развитие соответствовало возрасту, но у 5% глубоконедоношенных детей формировался детский церебральный паралич. При этом необходимо отметить, что если у детей в возрасте 1-го месяца оценка нервно-психического развития составляла менее 10 баллов, то к концу 1-го жизни отмечалось развитие ДЦП или других грубых нарушений со стороны ЦНС.
Таким образом, результаты исследования показали, что для оценки нервно-психического развития глубоконедоношенных детей могут быть использованы таблицы Л. Т. Журбы и Е. М. Мастюковой. Снижение показателей менее 10 баллов в возрасте 1-го месяца является прогностически неблагоприятным фактором, что требует комплексного подхода к реабилитации детей этой группы.
Литература:
1. Черданцева Г.А., Ваганов Н.Н., Литвинова А.М., Зайнуллина Л.В. Роль перинатального центра в снижении смертности и заболеваемости недоношенных детей.\\Росс.педиатр.журнал №4 1999 г. 46с.
2. Руководство по неонатологии.\ Под ред. Г.В.Яцык.-М.:Медицинское информационное агенство,1998 - 400с.
3. Журба Л.Т, Мастюкова Е.М. Нарушения психомоторного развития детей первого года жизни .-М.: Медицина,1981.-272с.