Сибирский государственный медицинский университет, г.Томск
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 64-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2005 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Скачать сборник целиком (1 мб)
Бронхиальная астма (БА) - одно из самых распространенных аллергических заболеваний у детей. Эпидемиологические исследования последних лет свидетельствуют, что в детской популяции частота встречаемости астмы составляет от 3 до 12% [1].
Эффективность терапии БА тесно связана с тщательным выполнением квалифицированных врачебных рекомендаций. Недостаточная осведомленность родителей и больного ребенка об основных этиологических факторах, лежащих в основе развития и обострений БА, а также о существующих современных методах лечения приводит к тому, что многие из них игнорируют назначения врачей и прекращают прием базисных препаратов.
Образование является необходимой составной частью комплексной программы лечения детей с бронхиальной астмой [2]. Одной из лучших и эффективных форм обучения являются систематические занятия в астма-школе [3]. Основной целью педиатрической астма-школы является повышение эффективности терапии бронхиальной астмы у детей и контроль за течением болезни у них посредством образования родителей ребенка или самого пациента-подростка [4, 5].
Целью настоящего исследования явилась оценка влияния образовательного курса в астма-школе на качество жизни и эффективность лечения пациентов с БА.
Материалы и методы
Обследовано 40 детей в возрасте от 6 до 16 лет, страдающих БА. Пациенты наблюдались в течение 2004-2005 гг. на базе областного детского центра клинической иммунологии и аллергологии (Областная детская больница, г. Томск). Согласно цели исследования больные были разделены на группы: I – пациенты, не обучавшиеся в астма-школе (20 чел), II – больные БА, прошедшие обучение (20 чел.). Для оценки эффективности существующих образовательных программ пациенты II группы были разделены на подгруппы: IIа – больные, обучавшиеся по групповой методике (10 чел) и IIб – обучавшиеся по индивидуальной схеме с составлением индивидуального плана лечения (10 чел.). Дети в возрасте до 10 лет посещали занятия в астма-школе с родителями. Период наблюдения за каждым пациентом составил 6 мес.
Исследование проводилось с использованием компьютерной программы по диспансеризации детей, страдающих БА, разработанной фирмой «Новартис». Измерение пиковой скорости выдоха проводилось при помощи пикфлоуметра «Минирайт» стандартной модификации 2 раза в день. Течение заболевания оценивалось по дневникам самонаблюдения предоставленным компанией «GlaxoSmithKline».
Результаты
Анализ полученных результатов показал, что после обучения в астма-школе родители стали тщательнее выполнять рекомендации по оздоровлению обстановки, окружающей ребенка, больного БА, использовать гипоаллергенную диету. Отмечено исчезновение из бытового анамнеза у детей одного из провоцирующих факторов – пассивного курения.
К концу исследования пациенты II группы имели более высокие показатели качества жизни, у них отмечалось уменьшение частоты госпитализаций в 2,5 раза и в 1,5 раза сокращение пропусков школьных занятий из-за болезни, по сравнению с больными, не прошедшими обучение. У больных II группы выявлено увеличение на 40 % частоты использования пикфлуометра по сравнению с показателем до обучения. У пациентов I группы данный показатель увеличился всего на 10 %.
Отмечено, что за 6 месяцев наблюдения частота дневных и ночных симптомов у больных I группы осталась без изменений и даже имела тенденцию к увеличению. У пациентов II группы выявлено уменьшение дневных и ночных симптомов, однако достоверных различий получено не было. Но при сопоставлении данных показателей между больными I и II групп получены достоверные отличия по числу дневных симптомов (6,1±0,62;3,7±0,43 соответственно).
Также во время визита 2 при сравнении между пациентами I и II групп частоты использования бронхолитиков короткого действия за последнюю неделю (1,5±0,17;0,9±0,05 соответственно) и количества обострений за период наблюдения (1,2±0,02;0,5±0,02 соответственно) были получены достоверные отличия, что является показателем повышения контроля над БА у пациентов, прошедших обучение в астма-школе.
Оценивая между подгруппами IIa и IIб различные методы преподавания в астма-школе получено достоверное уменьшение частоты обострений и потребности в бронхолитиках короткого действия у пациентов IIб подгуппы за изучаемый период. К тому же больные данной подгруппы в 100 % регулярно пользовались пикфлоуметром и вели дневник самонаблюдения, в то время как в подгруппе IIа пикфлоуметрию проводили всего 60 % больных.
Таким образом, полученные данные подтверждают, что образование пациентов, страдающих БА, и их родителей является необходимым этапом реабилитации и залогом наиболее эффективного лечения. Наиболее результативной формой обучения пациентов является индивидуальное занятие с разработкой планов по самоведению. Обучение в астма-школе оказывает положительное воздействие на течение бронхиальной астмы, снижая частоту обострений и замедляя прогрессирование заболевания.
Список литературы:
6. Национальная программа «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика». М., 1997.
7. Геппе, Н. А. Роль астма-школы в комплексе лечебно-профилактических мероприятий у детей с бронхиальной астмой / Н.А. Геппе, И.В. Гребенева, А.В. Карпушкина // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2000. - N5. - С. 29-34.
8. Машукова, Н. Г. Сравнительная оценка эффективности различных методов обучения пациентов при бронхиальной астме у детей. / Н. Г. Машукова. Нац. конг. заб. орг. дых, 7-й. М., 1997. 879 с.
9. Бронхиальная астма у детей. "Эспри-фильм"- студия, Союз педиатров России, компания "Рон-Пуленк Рорер". Уч. видеофильм. М., 1998.
10. Петров, В. И. Качество жизни при бронхиальной астме: методы оценки в педиатрической практике. / В. И Петров, И. В. Смоленов, С. С. Медведева. Метод. реком. Волгоград, 1997.
|