Томский медико-фармацевтический колледж, г.Томск
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 64-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2005 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Скачать сборник целиком (1 мб)
Болезни органов дыхания по-прежнему занимают одно из ведущих мест в структуре детской заболеваемости. Данная патология нередко ограничивает посещение детьми образовательных учреждений, негативно отражается на качестве жизни, снижает трудоспособность родителей, влечет значительные финансовые затраты. В этой связи первичная и вторичная профилактика заболеваний респираторного тракта является предметом особого внимания педиатров. Современная медицина располагает широким арсеналом лекарственных препаратов для лечения и профилактики заболеваний органов дыхания. Однако, использование медикаментозных средств у детей может быть ограничено возрастом, наличием противопоказаний, риском развития аллергических реакций, финансовыми возможностями. Существенным дополнением, а иногда и альтернативой лекарственной терапии является использование комплексов оздоровительной гимнастики [1, 2].
Целью работы было исследование клинической эффективности комплексов оздоровительной гимнастики у детей дошкольного возраста.
Исследование проводилось на базе МДОУ КВ «Детский сад №20» (г. Северск). В течение года под наблюдением находилось 90 детей в возрасте от 2 до 7 лет. Из них 48 детей страдали бронхиальной астмой легкой и средней степени тяжести, 57 человек принадлежали к группе часто и длительно болеющих ОРЗ, 60 детей имели заболевания лор-органов, 10 человек находились под угрозой частых респираторных заболеваний и развития хронических заболеваний лор-органов.
Полные комплексы оздоровительной гимнастики, включающие дыхательные, общеразвивающие и релаксационные упражнения, элементы самомассажа, выполнялись детьми на физкультурных занятиях 2-3 раза в неделю в течение года. Отдельные дыхательные упражнения использовались ежедневно во время других режимных моментов (утренняя гимнастика, разминка перед закаливанием, физкультурная пауза на занятиях, оздоровительный бег, музыкальные занятия, занятия с логопедом и психологом, а также занятия дома с родителями).
Оценку клинических данных и физических качеств детей проводили в начале учебного года (до использования комплексов дыхательной гимнастики) и в конце учебного года (через 9 месяцев от начала использования комплексов дыхательной гимнастики). Методы контроля включали регистрацию и анализ клинических показателей (частота возникновения ОРЗ, обострений бронхиальной астмы) и показателей уровня физической подготовленности детей по методике Тяпина А.Н.
Использование комплексов оздоровительной гимнастики показало, что применяемые по описанной методике дыхательные упражнения оказали позитивное влияние на частоту возникновения ОРЗ и обострений бронхиальной астмы. Так, общее количество острых респираторных заболеваний на фоне применения данных комплексов снизилось в 1,83 раз, а кратность обострений бронхиальной астмы – в 1,86 раз в сравнении с предшествующим годом, когда комплексы дыхательной гимнастики не использовались. Положительная динамика течения бронхиальной астмы отмечена у 87% детей, частота ОРЗ уменьшилась у 75% детей, улучшение состояния лор-органов зарегистрировано у 50% детей.
Анализ показателей физической подготовленности выявил положительное влияние оздоровительной гимнастики на физические качества детей. При использовании комплексов показатели физической подготовленности изменились следующим образом: гибкость улучшили 40% детей, быстроту – 28%, увеличение динамической силы отмечалось у 20% детей, сила мышц брюшного пресса возросла у 16% занимавшихся. Если на момент поступления в детское учреждение низкий уровень физической подготовленности регистрировался у 32,5% детей, то через 9 месяцев занятий по данной методике количество детей с низким уровнем физической подготовленности снизилось до 7,5%, количество детей с высоким уровнем физической подготовленности возросло с 17,5% до 45%.
Таким образом, регулярное применение оздоровительных комплексов способствует уменьшению кратности ОРЗ и приступов бронхиальной астмы у детей дошкольного возраста, улучшению состояния лор-органов, стимулирует развитие физических качеств. Преимуществами данного метода является комплексное воздействие на организм, обусловленное включением в комплексы как дыхательных, так и общеразвивающих упражнений, упражнений на осанку и релаксацию, элементов массажа, что способствует не только нормализации дыхательной функции, но и гармоничному физическому и нервно-психическому развитию ребенка.
Список литературы:
1. Велитченко, В. К. Физкультура для ослабленных детей / В. К. Велитченко. – М. : Тера- Спорт, 2000. – 215 с.
2. Каралашвили, Е. А. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет / Е. А. Каралашвили. - М. : ТЦ Сфера, 2002. – 159 с.
|