Сибирский государственный медицинский
университет, г. Томск
Кафедра поликлинической
педиатрии с курсом пропедевтики детских болезней
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам 71-й итоговой научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г. Томск, 14-16 мая 2012 г.), под ред. В. В. Новицкого, Н.В. Рязанцевой. − Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2012. − 335 с.
Скачать сборник (MS Word, 1 мб)
Скачать программу конференции
Актуальность. Здоровье человека закладывается с самого
рождения и определяющую роль в формировании его играют влияние окружающего. Еще
в начале 19 века известный русский педиатр Н.П. Гундобин говорил: «Задача
современной медицины, в широком смысле этого слова, предупредить развитие
болезни. К кому же как не к детям она должна быть применена, к детям - будущим
членам общества». Особого внимания требует изучение психологического состояния
матери, так как оно детерминирует нервно-психическое развитие (НПР) ребенка,
особенно в первый год жизни. Именно в это время происходит наиболее
стремительное развитие ребенка, требующее максимального внимания со стороны
матери и врача - педиатра. НПР является одним из основных критериев здоровья.
Цель. Изучить влияние психологического состояния
матери на НПР ребенка первого года жизни.
Объект
и методы исследования:
Проведена комплексная оценка состояния здоровья 32 детей первого года жизни, из
них 14 девочек и 18 мальчиков.
Проанализированы катамнестические данные о состоянии матерей этих детей
в периоде беременности, родов, послеродовом периоде и медицинская документация: истории развития
(форма 112), обменные карты и выписные эпикризы. При исследовании
использовалась модифицированная методика М.В. Машинской по изучению
психо-эмоционального развития младенцев, базирующаяся на тесте Люшера,
используемого для выявления эмоционально-характерологического базиса личности.
Проективный метод основан на предположении о том, что предпочтение одних цветов
другим связаны с личностными характеристиками испытуемого и особенностями его
переживания ситуации. Для выявления уровня тревожности матери использован тест
Ч.Д. Спилберга Ю.Л. Ханина позволяющий дифференцированно измерять тревожность и
как личностное свойство (уровень личностной тревожности), и как состояние
(уровень ситуативной тревожности). Также были использованы методы: беседа и наблюдение.
Результаты. Беременность протекала отягощено у всех
матерей, дети которых были включены в исследование. Роды у 20 мам прошли без
особенностей, у 6 – были стремительные роды, в 6 случаях проведено кесарево
сечение. У всех обследованных детей выставлен диагноз ППЦНС различной степени
выраженности. На уровень НПР оказывают влияние особенности течения беременности
и родов, состояние детей в период новорожденности. Среди детей с задержкой
нервно-психического развития отягощенные роды отмечались у 12, оценка по шкале
Апгар <7/8 баллов у 5. Из 14 детей, нерегулярно наблюдавшихся и получавших
реабилитационное лечение, у 10 регистрировалась задержка НПР к 1 году. Это подчеркивает
важность своевременного наблюдения и лечения детей. Среди детей с
задержкой физического развития (8 детей)
задержка НПР наблюдается у 4. Изучение психо-эмоционального развития показало,
что у детей с задержкой НПР увеличивается доля агрессивных, активных (выбравших
красный цвет) 3, настойчивых, упрямых (зеленый цвет) 2. В то время как среди
детей с нормальным развитием выбравших красный 1, выбравших зеленый 0.
У мам с высокой личностной тревожностью не
выявлено детей с задержкой НПР в 1 год. Дети этих мам регулярно наблюдались и
получали реабилитационное лечение. У
всех детей с задержкой НПР отмечались мамы с низким уровнем ситуативной
тревожности, все они не получали регулярного реабилитационного лечения. Таким
образом можно говорить о том, что уровень тревожности мамы оказывает влияние на
НПР детей. При анализе ситуативной тревожности мам, выявлено ее влияние на
психо-эмоциональное состояние ребенка. В
группе детей с задержкой НПР (по сравнению с нормальным) увеличивается доля
агрессивных, активных (выбравших красный цвет) 4(0) настойчивых, упрямых
(зеленый цвет) 3(0).
Выводы. Таким образом, психологическое состояние
матери оказывает значимое влияние на нервно-психическое развитие ребенка
первого года жизни. Результаты исследования позволяют говорить о том, что
задержка в разных сферах психического развития существенно влияет на уровень здоровья детей.
|