|
Ивановская государственная медицинская академия, г. Иваново
Эта работа опубликована в сборнике "НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ" – Сборник статей молодых ученых и специалистов / Под ред. Л.М. Огородовой, Л.В. Капилевича. – Томск. - СГМУ. – 2003. – 268 с.
Скачать сборник целиком
Одним из факторов неэффективного контроля артериального давления (АД) является низкий уровень знаний больных артериальной гипертонией (АГ) о целях лечения и необходимости достижения целевого значения АД, что требует разработки программы терапевтического обучения больных АГ самоконтролю заболевания. Поиск резервов для более совершенной организации системы обучения больных АГ является актуальным и имеет большое практическое значение, т.к. от этого во многом будет зависеть клиническая и экономическая эффективность.
Целью настоящего исследования было изучение влияния обучения больных АГ на самоконтроль заболевания и выявление экономической эффективности школ для больных АГ с использованием метода «анализ затраты- эффективность».
Методом анкетирования обследовано 215 больных АГ, обучавшихся в школе АГ, до, сразу после обучения и через 12 месяцев. При анализе исходного уровня знаний об АГ оказалось, что 44% больных правильно ориентированы в критериях нормального АД, осведомлены о факторах риска - 34,2% больных. Образовательная программа предусматривала ежедневные занятия на протяжении 5 дней с больными в группах из 5-7 человек. Сразу после обучения достоверно увеличилось количество больных, ежедневно измеряющих АД до 96,4% (при исходном- 28,7%), однако через 12 месяцев это составило 31,2%. Было отмечено снижение уровня АД, информированность о факторах риска сразу после обучения увеличилась до 96,0%, но через 12 месяцев - 65,6%. Частота обращений в поликлинику больных АГ до обучения в школе составляла 6,4 на одного пациента, после курса обучения - 2,5 на одного больного. Частота госпитализаций составляла 1,6 и 0,7, соответственно.
Для выявления экономической эффективности сравнивались фактические затраты на госпитализацию и амбулаторную помощь за год на одного больного АГ. Рассчитывался показатель СЕА (Cost- effectiveness analysis)= затраты/ эффективность.
Средние затраты на амбулаторную помощь и госпитализацию составили 1060,4 руб. Аналогичные затраты на одного больного, прошедшего курс обучения в школе АГ, составили 488 руб. в год. Средние затраты на обучение в школе для больных АГ на одного человека равны 139 руб. на первом году существования школы. Показатель СЕА составил для общепринятых методов ведения больных АГ- 311,88 руб., для школ АГ на первом году существования- 113,48 руб.
Таким образом, обучение в школе АГ не только повышает информированность, приверженность к лечению, что приводит к увеличению эффективно контролирующих АД больных, это позволяет снизить частоту госпитализаций и обращений в поликлинику по поводу АГ, но и является экономически оправданным. Однако через 12 месяцев после обучения происходит затухание знаний, что требует разработки новых методик обучения.
|