| Сибирский
государственный медицинский университет,
г. Томск 
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 65-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2006 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.  
 
Посмотреть титульный лист сборника 
 
Скачать сборник целиком (1,5 мб) 
 
 
 
Введение в учебный процесс новых экспериментальных
образовательных технологий развивающей эстетики имеет двоякое влияние на
учащихся: с одной стороны в определённой мере увеличивается учебная нагрузка, с
другой стороны предметы эстетического цикла предполагают внесение в учебный
процесс мощного заряда положительных эмоций, что является немаловажным фактором
в профилактике дистонических неврозов и других соматических заболеваний. Какое
из этих двух направлений будет основным, зависит во многом от педагогов,
ведущих предметы экспериментального курса.
 
В последние годы начали все более проявляться специфические
особенности психопатии  детского и
подросткового возрастов. Помимо общих неблагоприятных социальных факторов,
причиной возникновения расстройств адаптации у ребенка может стать многое:
неудача в школе, новый коллектив. Специфические стадии развития, такие как
начало школьного периода, расставание с домом, неудача в достижении
поставленной цели, часто сопутствуют нарушению адаптации. Состояние здоровья
детей, обучающихся в учебных заведениях с повышенной учебной нагрузкой,
является актуальной проблемой современности, вызывая серьезные опасения  у специалистов.
 
Все чаще звучит термин « школьные болезни» в связи с реально
высокой значимостью влияний внутри школьной среды на здоровье учащихся.
Мониторинг состояния  здоровья детей
свидетельствует, что уже на дошкольном этапе численность практически здоровых
детей не превышает 10 %, у 70 % имеются функциональные нарушения со стороны
здоровья:
 
На
первом месте нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата, на втором
ранговом месте находятся нарушения со стороны пищеварительной системы, на
третьем месте регистрируются отклонения со стороны ССС (сист.шум, нарушение сердечного
ритма, тенденция к гипотонии.), на четвертом месте – ЛОР-патология, на пятом –
аллерго-патология.
 
Так же не следует забывать о влиянии стрессовых ситуаций на
иммунную систему организма. Во время стресса происходит подавление иммунных
функций организма, например, его способность к преодолению инфекционных
заболеваний. Чтобы предотвратить пагубные последствия такого стресса, появилась
необходимость внедрения в учебный процесс таких предметов, которые способствуют
релаксации и восстановлению психического здоровья ребёнка.
 
Цель исследования – определить влияние на здоровье учащихся новых
экспериментальных образовательных технологий развивающей эстетики, которые
активно внедряются в учебный процесс гимназии в рамках проекта ФЭП. В связи с
этим определены следующие задачи:    
 
1.            
Проведение предварительного и заключительного
медицинского обследования детей по ряду показателей, наиболее подверженных
изменению (пульс,  АД).
 
2.            
Наблюдение за состоянием здоровья детей в ходе
эксперимента, сравнение результатов.
 
3.            
Формирование потребности в здоровом образе жизни у
родителей, педагогов, учащихся.
 
4.            
Развитие у учащихся, родителей, педагогов элементов
культуры здоровья.
 
5.            
Помощь педагогам в освоении здоровье сберегающих
технологий.
 
Для диагностики состояния физического здоровья были
разработаны критерии, наиболее неустойчивые, подверженные изменениям под
воздействием физических и эмоциональных нагрузок. Снятие показателей в начале и
в конце эксперимента проводилось на стандартном медицинском оборудовании.
Оценочная шкала – приложение к «Основным положениям скрининг-тестирования при
массовых медицинских обследованиях детей дошкольного и школьного возрастов». На
промежуточном этапе обследования проводились срезы по утомляемости.
 
В результате анализа соматической заболеваемости выявлено,
в тех классах, где проходит эксперимент, она ниже на 16 %. 
 
Конечно же, состояние иммунного статуса зависит от многих
факторов, но всё-таки одним из значимых факторов является положительный
эмоциональный фон.
 
Нами проводились срезы по утомляемости. Был проведён
сравнительный анализ результатов реакция ССС на нагрузку на уроках математики
(таблица 1) и музыки (которая входит в ФЭП) (таблица 2).
 
Таблица 1 
 
Урок математики
 
	
		
			| 
			 
			 | 
			Начало урока
			 | 
			Конец урока
			 |  
			| 
			AD
			 | 
			PS
			 | 
			AD
			 | 
			PS
			 |  
			| 
			Матвей
			 | 
			90/60
			 | 
			84
			 | 
			110/70
			 | 
			86
			 |  
			| 
			Саша
			 | 
			80/60
			 | 
			76
			 | 
			95/75
			 | 
			80
			 |  
			| 
			Глеб
			 | 
			90/70
			 | 
			70
			 | 
			100/70
			 | 
			84
			 |  
 
 
Таблица 2
 
Урок музыки
 
	
		
			| 
			 
			 | 
			Начало урока
			 | 
			Конец урока
			 |  
			| 
			AD
			 | 
			PS
			 | 
			AD
			 | 
			PS
			 |  
			| 
			Матвей
			 | 
			90/60
			 | 
			76
			 | 
			95/60
			 | 
			76
			 |  
			| 
			Саша
			 | 
			80/60
			 | 
			72
			 | 
			80/65
			 | 
			72
			 |  
			| 
			Глеб
			 | 
			90/70
			 | 
			76
			 | 
			90/65
			 | 
			8476
			 |  
 
 
Необходимо помнить, что частота пульса подвержена большим
индивидуальным колебаниям. Пульс у детей отличается большой лабильностью и
легко учащается под воздействием самых разнообразных факторов: изменение
положения тела, физическое напряжение, умственные нагрузки. Артериальное
давление у детей также отличается большой лабильностью. Физическая, умственная
нагрузка, психические переживания вызывают его повышение. Из таблицы мы видим,
что в конце урока математики пульс у детей повысился от 10 до 20 мм рт. ст. А в конце урока
музыки практически остался без изменения. Это ещё раз свидетельствует о
релаксирующем эффекте, оказываемом спокойной музыкой на психику ребёнка.
 
       Таким образом,
создание благоприятного психологического климата творчества в учебном процессе,
повышает уровень познавательной деятельности, снижает уровень тревожности и
психического напряжения, то есть нивелирует стрессовый фактор в  учебном процессе. Это, в свою очередь,
улучшает адаптацию и сопротивляемость организма к воздействию внешних факторов,
то есть способствует сохранению соматического и психического здоровья учащихся.
 
       Также не следует
упускать тот факт, что такой предмет как развивающая эстетика личностного
имиджа, который является предметом ФЭП, положительно влияет на формирование
опорно-двигательного аппарата. В результате наблюдений можно утверждать, что
пусковым моментом в формировании хронической патологии со стороны внутренних
органов является патология костного скелета: нарушение осанки, сколиоз,
плоскостопие, родовые травмы шейного отдела позвоночника приводят к ухудшению
иннервации,                           а, следовательно, к снижению обменных
процессов во внутренних органах. Происходят сбои биохимических процессов на
органном уровне, тканевом и внутриклеточном уровнях, что приводит сначала к
функциональным нарушениям работы органов и систем, а при продолжительном
отрицательном воздействии ведёт к формированию хронической патологии, часто
минуя стадии острого воспаления.
 
Итак, подводя итог, мы можем сказать, что развитие творческих
качеств у детей в ситуации успеха должно быть мощным средством оздоровления
психосоматического статуса каждого ребёнка.
 
 
 
Список литературы:
 
1.       
Вегето-сосудистая дистония у детей : методическая
разработка СибГМУ / под ред. Н.А. Рыжаковой. – Томск, 2000. 
 
2.       
Справочник врача по профилактике педиатрии – Москва,
1995.
Рященко, И. Р. Сегодня детский сад, завтра 1-ый класс. Учебное пособие /
И. Р. Рященко. – Томск, 2003 |