Сибирский
государственный медицинский университет, г. Томск
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 65-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2006 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,5 мб)
Очень часто взаимодействие между людьми в общественных организациях приводит
к напряжению в эмоциональной сфере. В последнее время очень много разговоров
вызывает термин «эмоциональное выгорание». Данный синдром преследует людей,
работающих в сфере человек – человек. И, конечно же, к данной сфере относятся
медицинские работники. Поэтому тема «эмоционального выгорания» на сегодняшний
день актуальна именно среди медицинского персонала. Ведь «выгорание»
способствует тому, что человек становится раздражительным, у него появляется
злость и агрессия к людям, с которыми ему приходится работать, в данном случае
с пациентами. Могут возникать такие реакции, как скудность репертуара рабочих
действий, злоупотребление химическими агентами: табаком, кофе и т.п.,
упадническое настроение и связанные с этим эмоции: цинизм, пессимизм, депрессия
и т.д. [1] Клиенты не воспринимаются как живые люди [2]. Подобное явление
просто опасно там, где присутствуют элементы скорой помощи людям, где жизнь
граничит со смертью.
«Выгорание»
возникает из-за длительного профессионального стресса, когда человек не может
справиться со своими нагрузками. Иными словами, это выработанный личностью
механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения
эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. «Эмоциональное
выгорание» определяется термином «burnout» и удостоено диагностического статуса в МКБ – 10: Z73 – проблемы, связанные с
трудностями управления своей жизнью [ 2 ].
Целью
исследовательской работы было выяснение, какие причины «эмоционального
выгорания» присутствуют у современных медсестёр хирургических отделений г. Томска.
Для достижения
цели были использованы методика диагностики уровня эмоционального выгорания
В.В. Бойко и метод интервью, который состоял из определённого набора вопросов,
составленных О.В. Степановой. Было протестировано 37 медсестёр в возрасте от 20
до 51 года. Было решено опросить медсестёр хирургических отделений, потому что
работа в хирургии очень часто требует быстрых и точных решений, чему мешает
«эмоциональное выгорание». Целью методики В.В. Бойко являлось освещение
следующих вопросов:
- какие
симптомы доминируют;
- какими
сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»;
- объяснимо ли
«истощение»( если оно выявлено ) факторами профессиональной деятельности,
вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами;
- какой
симптом (симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;
- в каких
направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное
напряжение;
- какие
признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы
«эмоциональное выгорание» не наносило ущерба, профессиональной деятельности и
партнёрам?
Целью метода
интервью было выявление непосредственных причин недовольства своей работой,
причины напряжения на работе.
В ходе работы
были выявлены следующие данные:
Таблица
Фаза «напряжения»
|
Фаза
«резистенции»
|
Фаза
«истощения»
|
1
|
59, 4 %
|
1
|
94,5 %
|
1
|
62,1 %
|
2
|
27,0 %
|
2
|
64,8 %
|
2
|
67,5 %
|
3
|
37,8 %
|
3
|
48,6 %
|
3
|
51,3 %
|
4
|
297 %
|
4
|
86,4 %
|
4
|
40,5 %
|
43, 2 %
|
86, 4 %
|
64, 8 %
|
Из таблицы
видно, что 86, 4 % опрошенных медсестёр хирургических отделений находятся в
фазе «резистенции» или, так называемого, сопротивления организма. И если в фазе
«напряжения» можно просто сесть, продумать свою жизнь и найти выход из
положения, то в фазе «резистенции» нужно применять уже более действенные метолы
релаксации. Если же человек оказывается в стадии «истощения», то здесь уже
требуется помощь психотерапевта. Как видно из таблицы, в стадии «истощения»
находится 64, 8 % опрошенных.
В методике
Бойко каждая фаза разделена на 4 симптома, которые имеют своё название.
Доминирующими симптомами явились «неадекватное избирательное эмоциональное
реагирование» и «редукция профессиональных обязанностей».
Как уже было
сказано, проводилось ещё интервью, цель которого – выяснение основных причин
недовольства медицинских сестёр. Основная причина недовольства – это,
безусловно, недостаточная заработная плата. Только 2,7 % ответили, что довольны
заработной платой.
На вопрос
«считаете ли Вы свой коллектив дружным?» 48,6 % ответили «ДА», 16, 2 % ответили
«НЕТ» или «скорее «НЕТ», чем «ДА», 35 % ответили «скорее «ДА», чем «НЕТ». 86,4
% опрошенных работают медицинскими сёстрами, потому что считают, что это их
призвание. А 13, 6 % работают на своём месте по разным причинам. Наиболее часто
встречающиеся ответы: «близко от дома» и «страшно менять место работы».
83, 7 %
опрошенных признают, что во время учёбы чувствовали, что медицина – это их
призвание. Примерно у половины отношение к работе несколько изменилось –
наступило разочарование в людях, заработной плате. Лишь единицы отмечают изменения
в своём отношении к медицине в положительном ракурсе – стали более ответственными
и приобрели навык в работе.
Около 60 %
отметили, что плохое настроение мешает их работе, так как они не могут с ним
справиться. Причём многие приходят на работу уже с отрицательными эмоциями.
Около 60 %
респондентов на вопрос «Позволяете ли Вы себе грубить пациентам и коллегам по
работе?» ответили, что если их доведут, то они грубят, но затем извиняются.
Одна из опрошенных ответила, что грубит постоянно и не видит в этом ничего
необычного, так как без этого нельзя работать. Лишь единицы ответили, что
никогда не позволяют себе грубости на рабочем месте.
По доверию к
руководству контингент опрошенных разделился примерно 50 на 50. Основная
причина недоверия – порой несоблюдение субординации со стороны докторов, а
также многие считают, что руководство часто не доводит до сведения медсестёр
какие-то сведения.
18,9 %
опрошенных отметили, что у них нет специально отведённого места отдыха, где бы
можно было уединиться и отдохнуть.
Большинство
относятся к пятиминуткам, как к обычной формальности, и только 16,2 % ходят на
планёрку с радостью. Небольшая часть отмечает, что планёрки посещает с неохотой,
так как бывают грубости со стороны докторов.
27 % отметили,
что иногда вышестоящий персонал позволяет себе их оскорбить, и это надолго
выбивает их из колеи.
Таким образом,
можно отследить основные причины «эмоционального выгорания» среди медсестёр.
Правильно оценивая полученные знания, руководитель может влиять на
производственную обстановку в коллективе.
Список
литературы:
1.
9 основ менеджмента. Книга руководителя / С. Пятенко. –
СПб. : Издат. дом «ПИТЕР», 2004. – 608 с.
Умняшкина, С. В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации
личности (в сфере помогающих профессий) / С. В. Умняшкина // Автореф. дисс…
канд. психол. наук. – Томск, 2001 – 21 с
|