Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 65-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2006 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,5 мб)
В настоящее время во всех диабетологических центрах обучение в «Школах управления диабетом» прочно вошло в арсенал комплексной реабилитации больных, страдающих сахарным диабетом.. Но, к сожалению, количество пациентов, находящихся в состоянии неудовлетворительной компенсации и имеющих сосудистые осложнения, не уменьшается, так как не всегда удается добиться изменения поведения, связанного с заболеванием, то есть формирования активного восприятия лечения, особенно в детском возрасте [1].
Проводимое обследование детей (169 человек), больных сахарным диабетом I типа, дошкольного, школьного и подросткового возрастов с использованием методов психологического тестирования (метод Кеттелла, цветовой тест Люшера, тест Филлипса, метод наблюдения и беседы) позволило выявить рассогласованность всех компонентов установки (когнитивной, эмоциональной, поведенческой). У большинства детей очень низка мотивация к самоконтролю. Выявлены психологические особенности рефлексии больных сахарным диабетом: новое отношение ребенка к самому себе, друзьям, родителям, одноклассникам, его тревожность, чувство страха и одиночества, что, несомненно, оказывает негативное влияние на уровень качества жизни пациентов и их семей [2].
Оценка качества жизни, проводимая с помощью русскоязычного опросника SF-36, прошедшего все необходимые процедуры валидизации, показала, что в период компенсации основного заболевания качество жизни лучше по всем шкалам При этом статистически достоверно отличались значения шкал ролевого физического функционирования (p<0,0018), социального функционирования (p<0,007). В период субкомпенсации и декомпенсации качество жизни хуже по всем изучаемым шкалам (p<0,0023). Достижение компенсации сахарного диабета невозможно без проведения грамотного самоконтроля. Сравнительный анализ различных методов обучения, (индивидуальное, групповое, комбинированное) в условиях Областного эндокринологического диспансера и местного санатория показал; что наиболее эффективным вариантом обучения является комбинированный. Особенность комбинированного метода заключается в том, что занятия проводились по общепринятой структурированной программе обучения, но с параллельным включением в процесс занятий элементов психологического тренинга для детей старшего возраста, подростков и родителей, направленного на развитие общительности, повышение коммуникативности, самостоятельности, снижение уровня тревожности. Для пациентов дошкольного и младшего школьного возрастов использовались методы игро- и сказкотерапии, позволяющие повысить уровень восприятия лечебных мероприятий и манипуляций [2].
Разработанные принципы комплексного биопсихосоциального мониторирования семьи ребенка с сахарным диабетом I типа на этапе амбулаторного звена реабилитации дали возможность оптимизировать лечебный процесс, снизить частоту острых осложнений сахарного диабета, улучшить компенсацию основного процесса, социально-психологическую адаптацию в обществе и качество жизни пациентов. На современном уровне наших терапевтических возможностей – это единственный путь вторичной профилактики осложнений и, следовательно, гарантия долгой и активной жизни больного сахарным диабетом. Прежде всего, это имеет важное гуманное значение, что, безусловно, является основной целью лечения любого заболевания. Однако тот факт, что больные, которые проводят самоконтроль заболевания, практически не нуждаются в стационарном лечении, длительно сохраняют трудоспособность, имеет важное социальное значение и большой экономический эффект [1].
Список литературы:
1. Тактика лечения больных инсулиннезависимым сахарным диабетом: анализ существующих подходов, основные проблемы и пути их решения / М. Б. Анциферов, Е. В. Суркова, А. Ю. Майоров // Пробл. эндокринологии. – 2000. – № 4. – С. 8–10.
2. Галстян, Г. Р. Оценка эффективности программы лечения и обучения для больных инсулинзависимым сахарным диабетом: клинические, метаболические и медико-социальные аспекты: Автореф. дис... канд. мед. наук/ Г. Р. Галстян .? Москва, 1993.
|