ГОУ ВПО СибГМУ Минздравсоцразвития России (г. Томск)
Эта статья опубликована в сборнике статей по материалам XII Российского конгресса
молодых ученых с международным участием "Науки о человеке" (Томск, 26-27 мая 2011 г.)
/ под ред. Л.М. Огородовой, Л.В. Капилевича. – Томск: СибГМУ. – 2011.
– 104 с.
Скачать сборник целиком (PDF, 1,6 MB)
Актуальность: проблема раннего детского аутизма занимает особое место в детской психопа-тологии. Высокая частота РДА (12-15 на 10000 детей) указывает на социальную значимость этой проблемы [1]. Актуальность ее связана также и с тяжестью страдания и большим процентом инвалидов детства [2]. Одним из вариантов аутистических расстройств является процессуальный детский аутизм, который формируется в связи с эндогенным психозом, начинающимся в первые 3 года жизни ребенка [3].
Цель: описать клинические случаи процессуальной формы раннего детского аутизма в общей популяции больных детей.
Метод: клинико-психопатологический.
Результаты: пациент П-ев В.С. Дата рождения 07.01.2006 (в настоящее время - 5 лет), в семье 2 детей, старшему 6,6 лет ЗРР. Наследственность не отягощена. Беременность 3, роды 2 (1 беременность - выкидыш на сроке 27 нед, отслойка плаценты). Беременность протекала на фоне ХВГП, ВПР 3120 г, рост 53 см, по Апгар 7-7 б., асфиксия 1 ст. Выписан из род. дома на 5 сутки. Пациент наблюдался невропатологом с диагнозом перинатальное поражение центральной нервной системы, синдром гипервозбудимости. Грудное вскармливание до 3 месяцев, прикорм вводился хорошо, комплекс оживления на родителей присутствовал, на мокрые пеленки реагировал, навыки опрятности сформированы. Раннее развитие: сидеть начал в 7месяцев, ходить - в 13 месяцев, первые слова в год, первых фраз нет. В возрасте 1 года 3 месяцев перенес тяжелое ОРЗ с температурой 40 С, после чего потерял приобретенные навыки, слова, стал играть один. Первая госпитализация в ОГУЗ ТКПБ в 4 года 1 мес (всего госпитализаций 2). Причиной послужили жалобы (со слов мамы) на нарушенное звукопроиз- ношение, плохо развитую речь, нарушение дневного и ночного сна, избирательное питание (мучное, конфеты), эмоциональные перепады (смеется или заторможен), стереотипные игры, стереотипные движения (хлопает дверьми, ходит вокруг предметов, гримасничает), страх оставаться одному в комнате, страх темноты, незнакомых людей, агрессивность, склонность к установленному распорядку, нарушенные навыки опрятности и самообслуживания (требуется помощь при одевании, питании). В отделении находится среди детей, но держится от них отдельно, к общению не стремиться. Отсутствует зрительный контакт, отмечается гиперакузия на громкую речь, звуки, музыку, прямые и отставленные эхолалии, слова-штампы. На вопросы не отвечает, не реагирует на свое имя. Диалогическая речь отсутствует. Наблюдаются стереотипные движения и действия - перебирает пальцами, закрывает глаза, прищуривается, постукивает по поверхности предметов, наблюдается «манежный» бег. Часто без причины становится возбужденным. Психический статус характеризуется недоразвитием ин- теллектуально-мнестической сферы, системным недоразвитием речи 1 уровня с нарушением коммуникативной функции речи, нарушением социального взаимодействия, ограниченным, повторяющимся, стереотипным поведением с двигательными стереотипиями, нарушением сна и пищевого поведения, страхами на органически неполноценном фоне.
При генетическом исследовании патологии не выявлено. С учетом анамнестических данных, клинических проявлении в отделении был выставлен диагноз DS: Ранний детский аутизм, процессуальная форма. F 84.0 Сопутствующий DS: Энцефалопатия смешанного генеза, межполушарная рет- роцеребеллярная арахноидальная киста (41мм*23мм*16мм) (по результатам МРТ головного мозга).
Реабилитация: Глиатилин по 500мг, Атаракс, Кавинтон, Витамины. С мальчиком проводилась коррекционная работа по методике оперантной терапии. Выписывается из отделения с улучшением. В поведении упорядочен, подчиняется режиму отделения. За время курса лечения и проведенных занятий стал удерживать учебную позу, сформирован указательный жест, собирает простые вкладыши примериванием, выполняет некоторые инструкции по подражанию, попытки повторения отдельных слов, сохраняются стереотипные движения. Вторая госпитализация в возрасте 4 лет 11месяцев. Жалобы (со слов мамы) те же, что и при первой госпитализации, присоединились - дневной энурез, полное неприятие тактильного контакта, пассивность (не интересуется игрушками, рисованием), сменяющаяся немотивированным возбуждением, негативизм (аффективные реакции на замечания и запреты). Инвалидность с сентября 2009 года.
Выводы: Рассмотрен клинический случай детского аутизма процессуального генеза. Динамику органического поражения ЦНС проследить не удалось (вследствие психического состояния пациента). Для детского аутизма (процессуального генеза) свойственно становление аутистических симптомов между 1 и 2,5 годами. Характерен диссоциированный характер задержанного развития, тенденция к падению активности, нарушения в общении, утрата коммуникативной, экспрессивной и рецептивной речи, преобладание более сложных моторных стереотипии, смена гипотонии гипертонией, стертые позитивные симптомы. По динамике нарастания аутистической симптоматики, выраженным двигательно-волевым, эмоциональным расстройствам, расстройствам мышления и восприятия, в данном клиническом случае форма аутизма укладывается в процессуальную.
Список литературы:
- Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма. — М.: Просвещение, 1991.
- Б.В.Воронков. Детская и подростковая психиатрия - СПб.: Наука и Техника. - 2009. - 240 с.
- Варанкова Л.В., Семин И.Р. Ранний детский аутизм в Томской области (эпидемиология, клиника, реабилитация). - Томск: Аграф-Пресс, 2005. - 162 с.
|