ГОУ ВПО СибГМУ Росздрава (г. Томск)
Эта работа опубликована в сборнике "Науки о человеке": материалы IX
конгресса молодых ученых и специалистов (Томск, 28-29 мая 2010 г) / Под ред. Л.М.
Огородовой, Л.В. Капилевича. – Томск: СибГМУ. – 2010. – 113 с.
Посмотреть обложку сборника
Скачать сборник целиком
Актуальность и необходимость данного метода исследования: Существует много общего и порой очень трудно диагностированного между двумя заболеваниями такими, как умственная отсталость (УО) и органическое расстройство личности (ОРЛ). Особенно, если расстройство личности развивается постепенно с детского возраста и когнитивные нарушения значительные, в такой степени, чтобы вызвать расстройство интеллектуальной деятельности. К тому же у такого больного обнаруживаются выраженные изменения в поведении и личности в целом, включая эмоциональную лабильность и нарушение контроля над своими импульсами, что имеет место и при У.О.[1].
Исследования ученых (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева и др.) дают основания относить к УО только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга. Именно эти признаки (стойкость, необратимость дефекта и его органическое происхождение) должны в первую очередь учитываться при диагностике умственной отсталости. Умственная отсталость - это не просто "малое количество ума", это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие, личность в целом[1]. Органическое расстройство личности характеризуется выраженным изменением личностного склада или личностных особенностей по сравнению с тем, что наблюдалось до заболевания [2].
Цель исследования: Дифференциальная диагностика легкой умственной отсталости и органического расстройства личности.
Материал исследования: была выбрана группа пациентов из подросткового отделения ОГУЗТКПБ. 1 группу составили подростки с легкой УО: три из них без нарушения поведения, двое -без выраженных нарушений поведения и двое с выраженными нарушениями поведения, возрастная группа 14-17 лет. IQ 57-67
2 группу составили подростки с ОРЛ в результате заболеваний: двое - перенесенной ЧМТ в 4 и 5 лет, двое - посттравматической эпилепсией, развившейся на первом году жизни в одном случае и в возрасте 6 лет во втором случае, трое - в связи со смешанными заболеваниями, возрастная группа 15-17 лет. IQ 65-69
Метод исследования: клинико- психопатологический.
Результаты исследования: Познавательный интерес снижен, нарушена обобщенность, избирательность восприятия, замедлен темп восприятия у всех испытуемых подростков. Мышление у всех подростков с умственной отсталостью предметно-конкретное [1, 3]. У подростков с эпилепсией обстоятельное, тугоподвижное, у остальных с ОРЛ мышление ближе к конкретному. Внимание у всех подростков быстро истощаемое, отвлекаемое, рассеянное; прикованность внимания отмечается при эпилептическом расстройстве личности [2]. Расстройства памяти отмечаются у всех испытуемых, нарушение процессов воспроизведения информации при УО, хорошая механическая память обнаружена у подростков с УО [3] без нарушений поведения и с незначительными нарушениями в поведении. Ослабление памяти на текущие события у одного испытуемого с ЧМТ в анамнезе. При УО обнаруживаются такие эмоциональные нарушения: неустойчивость, поверхностность, не зрелость, эмоциональное возбуждение, апатия, дисфория [1]. При ОРЛ: лабильность, выраженная апатия, импульсивность, агрессивность, вспыльчивость, дисфория [2]. В волевой сфере у умственно отсталых отмечается слабость собственных намерений, большая внушаемость [1], гипобулические проявления при ОРЛ [3]. В учебном процессе у всех подростков отмечалась не целенаправленность деятельности; трудности самостоятельного планирования собственной деятельности, затруднения приобретать новые знания, опыт у подростков с УО [1]. Антидисциплинарное поведение выявлено у подростков с УО с выраженными нарушениями поведения [1]; не уместные шутки, грубые манеры, нарушение дисциплины у подростков с эпилепсией [2] и смешанным заболеванием.
Вывод: из всего выше изложенного можно сделать следующий вывод, что клинические проявления легкой умственной отсталости схожи с клиническими проявлениями органического расстройства личности у подростков. Ведущим в диагностике ОРЛ является наличие заболевания, которое приводит к изменению свойств личности и поведения по сравнению с теми особенностями, которые наблюдались до заболевания.
Список литературы:
1. Каплан.Г.И. Клиническая психиатрия. - М., 1994.
2. Самохвалов В.П. Психиатрия. - Ростов н/Дону, 2002.
3. Жариков Н.М. Психиатрия. - М., 2002.
|