Сибирский
государственный медицинский университет,
г. Томск. Кафедра клинической психологии
и психотерапии
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 66-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2007 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Скачать сборник целиком (формат .PDF, 1,5 мб)
Многие
аспекты, касающиеся образования и
подготовки будущих медицинских работников
в ВУЗе остаются недостаточно изученными.
В современной психологической науке
остро ставится вопрос о выявлении
условий и факторов, детерминирующих
профессиональное развитие медицинского
работника на этапе вузовского обучения
и выработки приемов, позволяющих
управлять этим процессом, проектировать
то, что является целесообразным и
необходимым для такого развития [3].
Нарушение социально-психологической
адаптации у студентов проявляется в
нарушении учебной деятельности, что
препятствует формированию квалифицированных
специалистов, в нарушениях поведения
и здоровья вплоть до обострения
нервно-психических заболеваний.
В
нашей стране создана и функционирует
государственная система психологической
поддержки образования, звеньями которой
помимо различных центров психологической
помощи являются психологические службы
в различных образовательных учреждениях,
включая ВУЗы. В связи с этим в СибГМУ
создан и работает Центр медико-социальной
помощи студентам (ЦМСПС). Данный центр
решает свои задачи через деятельность
преподавателей и студентов старших
курсов факультета клинической психологии,
психотерапии и социальной работы. В
рамках деятельности психологической
службы ВУЗа реализована программа
психологической поддержки студентов
СибГМУ, предусматривающая формирование
профессиональной направленности,
развитие коммуникативной компетентности,
эмоциональной гибкости, изменения
мотивации профессионального образования,
отношения к себе и другим людям, готовности
к реализации идей личностно развивающего
образования. Программа реализуется при
помощи следующих методов: психологическое
интервью, экспериментально-психологические
(тестовые методики); методы психологической
интервенции.
Психологическое
интервью позволяет выявить
индивидуально-психологические особенности
личности, получить информацию посредством
устного опроса человека, а также
проведения терапевтической
беседы при оказании психологической,
психиатрической и медицинской помощи
[2]. Во время интервьюирования психолог
интересуется не только явным содержанием
ответа клиента (факты, мнения, чувства),
но и его поведением (тон, запинки, жесты
и т.д.). В консультативной работе центра
интервью оказывается важным способом
проникновения во внутренний мир человека
и понимания его затруднений. Психологическое
интервью является вспомогательным
средством для дополнительного освещения
изучаемой проблемы. Доказан
тот факт, что беседа может дать
непосредственный психотерапевтический
эффект; при этом клиент не только осознает
причины своих затруднений, но и определяет
пути их преодоления.
Экспериментально-психологические
методы, используемые в рамках работы
ЦМСПС, предназначены для изучения и
оценки своеобразных свойств личности,
обращающихся за помощью студентов, в
переживаниях и поведении. Значение
тестовых методов заключается в том, что
с их помощью можно получить объективную
оценку состояния человека [1], независимо
от субъективных мнений консультантов
центра. Данные, полученные при помощи
тестов, позволяют выявить наличие тех
особенностей поведения, которые в
дальнейшем будут препятствовать
гармоничному развитию личности и
становлению студента как высококлассного
специалиста. Также актуальным является
выявление истощения психики и возможных
изменений личности.
В
основе психологической интервенции
лежит представление о том, что с помощью
специально организованного процесса
общения у обратившегося за помощью
могут быть актуализированы дополнительные
психологические силы и способности,
которые, в свою очередь, могут обеспечить
отыскание новых возможностей выхода
из трудной жизненной ситуации. Согласно
теории научения (Р. Кано, С. К. Мак-Доно,
К. Пейдж, А. Эллис, Г. Яклевич, др.) в основе
процесса психологической интервенции
лежат следующие терапевтические
положения: а) указание клиенту
на те виды поведения, которые оказываются
неудовлетворительными; б) совместное
изучение причин, лежащие в
основе этого поведения; в) обеспечение
процесса развития более эффективных
умений решать проблемы [3]. Психологическая
интервенция способствует повышению
качества жизни студента, а также выявлению
самим молодым человеком внутренних
ресурсов, позволяющих эффективно
справляться с возникающими трудностями.
Использование тренингов направленных,
например, на развитие коммуникативных
навыков позволяют студентам справляться
с волнением во время контактов с
пациентами, ответа на экзамене, публичных
выступлений и т.д. Сама поддержка со
стороны студентов-консультантов,
позволяет студентам СибГМУ, обращающимся
в ЦМСПС, открыто и свободно говорить о
своих проблемах и трудностях и
находить способы их разрешения.
В дальнейшие перспективы центра входят:
мониторинг психического здоровья
студентов, обращающихся в центр за
помощью и поддержкой; выявление и
устранение психологических факторов,
препятствующих формированию гармоничного
и конкурентоспособного специалиста;
разработка профилактических и
реабилитационных программ в фокусе
охраны психического здоровья.
Список
литературы:
-
Бройтигам
В., Критстиан П., Рад М. Психосоматическая
медицина / В. Бройтигам, П. Критстиан,
М. Рад. - М. : ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999. - 376
с.
-
Словарь
психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин.
- 2-е изд., перераб. и доп. - Минск :
Харвест, 2003. - 976 с.
-
Психологическое
консультирование [ Электронный ресурс
] / Под ред. В. Зайцев - Электрон. дан. -
Режим доступа
http://www.psyport.ru/publicaitions/psycons.htm
|