Пермская государственная медицинская академия имени
академика Е.А. Вагнера
Эта работа опубликована в сборнике научных трудов «Естествознание и гуманизм» (2007 год, Том 4, выпуск 3), под редакцией проф., д.б.н. Ильинских Н.Н.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (13 мб)
Исследования о формировании растущего организма имеют важное значение для
дальнейшей разработки теории адаптации с онтогенетических позиций [2].
В настоящей работе мы запланировали оценить влияние недостатка массы тела
на основные функциональные и адаптивные показатели детей 11, 12 лет. Обследование
детей выполнено при поддержке гранда РГНФ «Определение биологического
созревания, уровней умственной и физической работоспособности детей школьного
возраста с разной массой тела» № 07-06-82629 а/У.
Мы провели обследование 96 детей. О состоянии здоровья обследуемых детей
судили по медицинским картам и данным предварительного медицинского осмотра.
Для обследования приглашались дети, не имеющие противопоказаний к выполнению
проб с нагрузкой. В соответствии с планом проекта составили группы детей 11 и
12 лет разного пола с нормальной массой тела и дефицитом массы тела.
Обследование включало в себя:
1.
Измерение антропометрических показателей (рост стоя, масса тела,
окружности грудной клетки в паузе, на вдохе, на выдохе, экскурсия грудной
клетки, спирометрия, кистевая динамометрия).
2.
Оценку умственной работоспособности c помощью тест-программы Л.М.
Белозеровой (2001), в которую вошли следующие методики: определение
кратковременной памяти по Мучнику-Смирнову, психической продуктивности по
таблицам Анфимова, оценку способностей к классификации, толкованию пословиц,
подбору синонимов и антонимов, исключению, ассоциативному мышлению, оценку
объемов простого и сложного внимания. На основе результатов обследования
рассчитывали, предложенную Л.М. Белозеровой (2001) общую умственную
работоспособность (ОУР).
3.
Измерение физической работоспособности (ФР) методом степэргометрии с
нарастающей прерывистой нагрузкой до достижения субмаксимально возможной
частоты сердечных сокращений или появления общепринятых противопоказаний.
4.
Оценку биологической зрелости детей по физической работоспособности
(Белозерова Л.М., 2007).
Результаты исследований представлены в таблице.
При сравнении антропометрических показателей между детьми с нормальной
массой тела и сниженной массой тела в одинаковых возрастных группах мы
установили разницу в виде тенденций между массой тела, окружностями грудной
клетки у мальчиков и девочек, силой мышц кистей у мальчиков. Показатели выше у
детей с нормальной массой тела.
Показатели субмаксимальной физической работоспособности у детей с разной
массой тела в возрасте 11, 12 лет имеют различия в виде тенденций при сравнении
уровня субмаксимальной физической работоспособности (этот показатель выше у
детей с нормальной массой тела), уровня работоспособности рассчитанного на кг
массы тела (этот показатель выше у детей с дефицитом массы тела). У мальчиков в
возрасте 12 лет различия по данным показателям приобретают существенное
значение.
Мы не наблюдали различий в показателях общей умственной работоспособности
у детей с нормальной массой тела и недостатком массы тела.
Несмотря на отсутствие принципиальный разницы в показателях физической
работоспособности в большинстве обследованных групп, расчет биологического
возраста по физической работоспособности показал достоверно разные уровни
биологической зрелости детей 11 и 12 лет с нормальной массой тела и дефицитом
массы тела. Биологический возраст мальчиков и девочек 11 и 12 лет с недостатком
массы тела ниже, чем у детей с нормальной массой тела.
Исследователи [3] установили, что 79% детей с дисгармоничным и резко
дисгармоничным развитием имеют недостаток массы тела, отклонения в физическом
развитии и создают группу риска по здоровью и требуют активного дополнительно
углубленного медицинского обследования.
Таким образом,
- у детей в возрасте 11 и 12 лет с недостатком массы тела замедлено
биологическое созревание;
- у мальчиков 12 лет появляется принципиальная разница в уровне физической
работоспособности, что, вероятно, требует разных методических подходов к
физическому воспитанию мальчиков;
- одинаковый уровень показателей общей умственной работоспособности
показывает возможность совместного обучения детей с нормальной массой тела и
дефицитом массы тела.
Таблица
.
Показатели физического развития, умственной и физической
работоспособности детей 11 и 12 лет
|
Девочки 11 лет с недостатком массы
|
Девочки 11 лет с нормальной массой тела
|
Мальчики 11 лет с недостатком массы
|
Мальчики 11 лет с нормальной массой тела
|
Девочки 12 лет с недостатком массы
|
Девочки 12 лет с нормальной массой тела
|
Мальчики 12 лет с недостатком массы тела
|
Мальчики 12 лет с нормальной массой тела
|
Рост (см)
|
147,6 ± 3,58
|
149,1 ± 2,25
|
147,3 ± 5,89
|
149,9 ± 1,95
|
153,7 ± 3,56
|
154,7 ± 2,92
|
150,5 ± 3,0
|
159,6 ± 2,46
|
Масса (кг)
|
31,4 ± 1,9**
|
38,8 ± 1,8
|
31,8 ± 2,07**
|
41,7 ± 3,41
|
34,5 ± 1,06***
|
44,7 ± 3,12
|
33,7 ± 2,07***
|
48,8 ± 2,64
|
Окружность грудной клетки пауза
|
65,0 ± 1,58
|
71,12 ± 1,18
|
65,33 ± 0,41
|
73,0 ± 2,14
|
71,0 ± 2,45
|
74,54 ± 2,19
|
67,25 ± 1,28
|
76,62 ± 1,88
|
Окружность грудной клетки вдох
|
69,2 ± 1,71
|
75,53 ± 1,23
|
70,67 ± 0,82
|
78,56 ± 1,98
|
75,33 ± 2,04
|
79,23 ± 2,33
|
73,0 ± 1,7
|
82,23 ± 2,15
|
Окружность грудной клетки выдох
|
64,2 ± 1,67
|
70,18 ± 1,13
|
65,0 ± 0,71
|
71,78 ± 2,09
|
69,67 ± 2,94
|
73,62 ± 2,12
|
66,25 ± 0,73
|
75,62 ± 1,97
|
Экскурсия грудной клетки (см)
|
5,0 ± 0,35
|
5,35 ± 0,32
|
5,67 ± 0,41
|
6,78 ± 0,66
|
5,67 ± 1,08
|
5,62 ± 0,28
|
6,75 ±0,73
|
6,62 ± 0,45
|
Спирометрия (мл)
|
1620 ± 138,0
|
1671 ± 85,59
|
2000 ± 244,9
|
1978 ± 148,7
|
1533 ± 227,3
|
1723 ± 122,0
|
2000 ± 205,5
|
2185 ± 137,9
|
Динамометрия правой кисти (кг)
|
11,6 ± 2,33
|
13,1 ± 0,85
|
13,0 ± 1,87
|
15,2 ± 1,42
|
12,3 ± 0,41
|
13,9 ± 1,56
|
16,3 ± 1,72
|
19,1 ± 1,43
|
Динамометрия левой кисти (кг)
|
12,2 ± 2,33
|
11,7 ± 0,81
|
12,0 ± 2,45
|
14,1 ± 1,2
|
12,0 ± 1,22
|
14,2 ± 1,7
|
16,0 ± 1,05
|
18,5 ± 1,76
|
ФР (кгм/мин)
|
360,0 ± 27,39
|
394,1 ± 18,69
|
400,0 ± 9,03
|
488,9 ± 32,81
|
400,0 ± 12,33
|
430,8 ± 18,2
|
425,0 ± 28,87*
|
538,5 ± 40,03
|
ФР/кг массы тела
|
11,52 ± 0,81
|
10,49 ± 0,69
|
12,64 ± 0,87
|
11,93 ± 0,62
|
11,6 ± 0,36
|
10,23 ± 0,67
|
12,92 ± 0,53**
|
11,04 ± 0,57
|
Частота сердечных сокращений
|
168,8 ± 0,89
|
169,6 ± 0,97
|
171,3 ± 5,72
|
170,9 ± 2,69
|
176,3 ± 3,9
|
170,7 ± 1,27
|
167,5 ± 2,33
|
170,5 ± 1,3
|
АД систолическое
|
110,0 ± 6,48
|
118,9 ± 2,38
|
114,7 ± 5,72
|
126,2 ± 4,28
|
113,3 ± 6,68
|
122,3 ± 4,27
|
118,8 ± 7,23
|
126,6 ± 4,06
|
АД диастолическое
|
55,6 ± 5,89
|
61,2 ± 2,91
|
66,0 ± 2,83
|
65,6 ± 5,93
|
64,0 ± 1,41
|
62,1 ± 3,16
|
60,0 ± 2,83
|
58,3 ± 3,81
|
Непосредственная память
|
4,83 ± 0,41
|
4,95 ± 0,15
|
5,61 ± 1,16
|
4,64 ± 0,21
|
4,83 ± 0,01
|
4,81 ± 0,11
|
5,04 ± 0,2
|
4,87 ± 0,2
|
Оперативная память
|
4,63 ± 0,57
|
4,03 ± 0,29
|
3,95 ± 0,95
|
4,02 ± 0,41
|
4,61 ± 0,27
|
4,24 ± 0,29
|
4,5 ± 0,5
|
4,05 ± 0,4
|
Индекс кратковременной памяти
|
9,17 ± 1,33
|
7,5 ± 0,76
|
6,73 ± 1,72
|
7,75 ± 1,09
|
9,03 ± 0,77
|
8,12 ± 0,79
|
8,61 ± 1,36
|
7,61 ± 1,02
|
Индекс продуктивности
|
1,51 ± 0,06
|
1,55 ± 0,03
|
1,58 ± 0,06
|
1,49 ± 0,03
|
1,52 ± 0,06
|
1,56 ± 0,04
|
1,57 ± 0,04
|
1,54 ± 0,04
|
Психическая продуктивность
|
47,74 ± 2,62
|
45,54 ± 2,73
|
38,18 ± 13,87
|
36,39 ± 3,84
|
49,08 ± 5,78
|
48,65 ± 2,78
|
48,28 ± 6,72
|
45,0 ±3,95
|
Количество ошибок на 500 знаков
|
11,98 ± 3,73
|
14,26 ± 2,79
|
18,25 ± 3,18
|
15,81 ± 2,28
|
8,46 ± 1,66
|
12,79 ± 4,27
|
11,3 ± 3,03
|
12,87 ± 1,89
|
Количество ошибок на 200 знаков
|
6,87 ± 3,19
|
8,94 ± 1,1
|
11,11 ± 1,76
|
9,9 ± 2,05
|
5,79 ± 0,61
|
8,29 ± 2,28
|
8,29 ± 2,4
|
7,47 ± 1,22
|
Классификации
|
13,4 ± 1,09
|
14,96 ± 0,67
|
14,33 ± 3,19
|
14,78 ± 1,34
|
14,0 ± 3,74
|
15,46 ± 1,0
|
13,5 ± 1,92
|
14,46 ± 1,56
|
Толкование пословиц
|
2,8 ± 0,22
|
2,65 ± 0,26
|
3,0 ± 0,71
|
1,89 ± 0,33
|
2,67 ± 0,82
|
2,269 ± 0,25
|
3,25 ± 0,29
|
2,85 ± 0,35
|
Метод исключения
|
8,2 ± 0,89
|
6,53 ± 0,51
|
6,67 ± 1,63
|
6,11 ± 0,82
|
7,33 ± 0,82
|
8,08 ± 0,43
|
8,5 ± 0,33
|
8,0 ± 0,51
|
Синонимы, антонимы
|
0,6 ± 0,1
|
0,8 ± 0,1
|
0,7 ± 0,4
|
0,7 ± 0,2
|
0,7 ± 0,1
|
0,08 ± 0,1
|
0,8 ± 0,1
|
0,6 ± 0,1
|
Ассоциации
|
10,6 ± 0,27
|
11,4 ± 0,71
|
10,3 ± 1,47
|
10,6 ± 1,15
|
12,0 ± 1,22
|
13,4 ± 0,98
|
11,8 ± 0,55
|
11,3 ± 0,54
|
Объем простого внимания
|
2,34 ± 0,26
|
2,07 ± 0,15
|
1,25 ± 0,09
|
1,61 ± 0,17
|
2,38 ± 0,21
|
2,24 ± 0,15
|
2,33 ± 0,39
|
2,14 ± 0,16
|
Объем сложного внимания
|
9,6 ± 1,3
|
9,59 ± 0,68
|
11,33 ± 1,78
|
9,33 ± 1,36
|
9,33 ± 1,08
|
10,92 ± 0,55
|
10,25 ± 0,87
|
11,54 ± 0,48
|
ОУР (усл.ед)
|
96,57 ± 2,03
|
88,42 ± 3,16
|
74,27 ± 22,09
|
73,52 ± 6,59
|
103,19 ± 12,91
|
93,84 ± 0,94
|
98,14 ± 8,06
|
92,67 ± 6,07
|
Биологический возраст (усл.г.)
|
9,67 ± 0,38**
|
11,03 ± 0,33
|
10,54 ± 0,3***
|
12,59 ± 0,48
|
10,61 ± 0,34**
|
11,97 ± 0,38
|
11,09 ± 0,43**
|
13,54 ± 0,48
|
Примечание: * Р < 0,05, ** Р - < 0,01, *** - Р < 0,001 -
достоверность различий с величиной показателя между детьми с разной массой тела
в одной возрастной группе.
РЕЗЮМЕ
Дана оценка показателей физического развития, умственной и физической
работоспособности детей с нормальной
массой тела и дефицитом массы тела в возрасте 11-12 лет. Антропометрические
показатели: рост стоя, масса тела, окружности грудной клетки, спирометрия, кистевая
динамометрия. Тест-программа оценки умственной работоспособности предложена
Л.М. Белозеровой (2001). Физическую работоспособность измеряли методом
степэргометрии со ступенеобразно нарастающей нагрузкой до достижения
субмаксимально возможной частоты сердечных сокращений. В возрасте 11, 12 лет
дети с разной массой тела имеют различия в виде тенденций по таким показателям:
окружности грудной клетки, кистевая динамометрия у мальчиков, и уровень
субмаксимальной физической работоспособности у 12-летних мальчиков. Показатели
общей умственной работоспособности у детей с разной массой тела достоверно не отличаются. У детей в возрасте
11 и 12 лет с недостатком массы тела замедлено биологическое созревание.
Ключевые слова: физическое развитие, умственная работоспособность,
физическая работоспособность, биологический возраст.
Литература:
1.
Белозерова Л.М. Работоспособность и возраст: Том
избранных трудов / Л.М. Белозерова. – Пермь, 2001. –
328 с.
2.
Белозерова Л.М. Поперечные и продольные исследования
физического здоровья детей и подростков: Монография / Л.М. Белозерова, Л.Н. Власова. – Пермь, 2007. – 98 с.
3.
Кривощеков С.Г., Гребнева Н.Н. // Физиология человека - 2000. – Т.
26, № 2 – С. 93-98.
4.
Соколов А.Я., Шеверева Ю.Р. // Гигиена и санитария – 2003. - №4. –
С. 40-41.
|