Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 67-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2008 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Цель. Установить уровень физического и
нервно-психического развития у детей подготовительной группы для оценки
школьной зрелости.
Задачи. Оценить физическое развитие детей
подготовительной группы. Изучить нервно-психическое развитие детей
подготовительной группы.
Методы. Физическое развитие оценивалось по
измерению массы тела, роста, окружностей (головы, груди) с центельной оценкой и
подсчетом среднего показателя, оценкой биологического возраста, определением
филиппинского теста. Оценка нервно-психического развития проводилась с
определением группы НПР по показателям и таблицам ГИДУВа, тестом Керна-Ирасека,
монометрическим тестом, методом «Рисунок семьи», с оценкой роли ребенка в семье
через рисунок, проводилось анкетирование родителей.
Объем. Обследовано 24 ребенка в возрасте 6-7 лет
ДДУ № 90
Результаты. Нормальный рост отмечен у 17 детей
из 24, рост выше нормы – у 7 детей, случаев ниже нормы не выявлено. Диапазон
колебания роста 110-131см; в среднем 119,44 см. Установлено, что нормальный вес
имеет 21 ребенок, вес ниже нормы наблюдается у 2 детей, выше - у 1. Диапазон
колебания массы составил 18 – 30,5
кг, в среднем - 22,14 кг. Нормальная окружность головы отмечена
у 15 детей, ниже нормы - у 9. Диапазон колебания окружности головы 48 – 53 см; в среднем 50,8 см. Нормальная
окружность груди наблюдается у 19 детей, ниже нормы - у 4, выше - у 1. Диапазон
колебаний составил 51 – 66,5
см; в среднем 57,58 см. Гармоничное развитие выявлено у 6
детей; негармоничное развитие - у 15; дисгармоничное - у 3. Филиппинский тест
выполнил 21 ребенок. У 8 детей биологический возраст соответствует фактическому
возрасту ребенка, отстает у 16 детей.
Нервно-психическое развитие у детей
подготовительной группы опережало или было нормальным и относилось к I группе у
10 детей, ко II группе – 5, к III группе 5, к IV группе - 4 ребенка. Никто из
детей не справился с монометрическим тестом.
Тест Керна-Ирасека выполнили 5 детей из 24. На
таблице 1 представлены данные бальной оценки теста Керна-Иерасека у детей
подготовительной группы ДДУ № 90.
Таблица 1
Данные балльные оценки теста Керна-Иерасека у
детей подготовительной группы
|
Показатели
|
Баллы
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
Нарисовать точки
|
n
|
6
|
10
|
7
|
1
|
-
|
|
Написать прописью
|
n
|
6
|
10
|
7
|
-
|
1
|
|
Нарисовать человека
|
n
|
2
|
3
|
15
|
3
|
1
|
Средний бал составил 7,2. Зрелый вариант (3-5
баллов) определялся у 5 человек, зреющий А (6-7 баллов) - у 9, зреющий Б (8-9
баллов) – у 8, незрелый (10 и выше) – у 2 детей.
Определение семьи по рисунку показало, что у 3
детей неблагополучные отношения в семье.
Анкетирование показало недостаточную оценку
родителями параметров поведения детей и их двигательной активности. Нарушение в
показателях поведения родители отметили только у 5, в то время как по нашим
данным у 12 детей. Многие родители отмечали избирательный аппетит у своих
детей.
Таким образом, большое количество детей с
негармоничным и дисгармоничным развитием соответствовало низкой двигательной
активности детей. Низкая готовность большей части детей к школе указывает на
возможное развитие нарушения адаптации.
Список литературы:
1. Безруких, М. М. Знаете ли вы своего ученика /
М. М. Безруких, С. П. Ефимова. – М.: Грант, 1996. – 125 с.
2. Вархотова, Е. К. Экспресс-диагностика
готовности к школе: Практическое руководство для педагогов и школьных
психологов / Е. К. Вархотова, Н. В. Дятко, Е. В. Сазонова. – М.: Генезис, 1999.
– 48 с.
3. Руководство практического психолога.
Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. И. В.Дубровиной. – М. :
Грант, 1995. – 123 с
4. Цылев, В. Р. О проблеме психологической
адаптации школьников / В. Р. Цылёв // Психологическая наука и образование. –
1998. - № 3 – С.4.