|
Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул
Эта работа опубликована в сборнике "НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ" – Сборник статей молодых ученых и специалистов /Под ред. Л.М. Огородова, Л.В. Капилевич. – Томск, СГМУ.- 2002.-254 с.
Скачать сборник целиком
Термин "физическое развитие" в клинической педиатрии понимается как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологического созревания ребенка в том или ином периоде детства, обусловленный комплексом наследственных и социальных факторов (Мазурин А.В., Воронцов И.М., 1985). Физическое развитие - это показатель здоровья.
Большое значение в развитии отклонений в физическом развитии отводится дисбалансу питания с недостаточным количеством незаменимых аминокислот, витаминов, минеральных веществ. Следует отметить, что патология органов пищеварения является как следствием неправильного питания, так и фактором, приводящим к развитию симптомов нарушенного пищеварения и всасывания. Для многих хронических заболеваний детского возраста не существует определенной симптоматики, относящейся к раннему этапу развития болезни. Поэтому, изменение физического развития является одним из первых признаков заболевания и критерием контроля эффективности лечения.
Мы оценивали физическое развитие детей в зависимости от пола и возраста по шкалам регрессии по длине тела, разработанных для Алтайского края (Федоров А. В., Клименов Л. Н. 1989), и определяли индекс Кетле-2 у 266 детей с деструктивными поражениями слизистой оболочки (СО) верхних отделов пищеварительного
тракта (ВОПТ). С эрозивным гастритом (ЭГ) - 101 ребенок (49 мальчиков, 52 девочки). С эрозивным дуоденитом (ЭД) - 91 ребенок (52 мальчика, 39 девочек). С язвенной болезнью (ЯБ) луковицы двенадцатиперстной кишки (ДПК) - 74 ребенка (41 мальчик, 33 девочки). Преобладали дети старшего школьного возраста.
Из 101 ребенка с ЭГ 75,2% имели среднее физическое развитие, 19,8% - выше среднего и 5,0% - ниже среднего. У девочек в два раза чаще отмечалось физическое развитие выше среднего 21,2% и 10,2% соответственно. Причем у 6,1% девочек было ожирение 1-2 степени.
Из 91 ребенка с ЭД 72,5% имели среднее физическое развитие, 15,4% выше среднего и 7,0% ниже среднего. Напротив физическое развитие выше среднего значительно чаще определялось у мальчиков - 23,1% и 5,1% соответственно, а физическое развитие ниже среднего, наоборот, у девочек 7,7 %, а у мальчиков 5,8%.
Из 74 детей с ЯБ ДПК - 67,6% имели среднее физическое развитие, 14,9% - выше среднего и 6,8% -ниже среднего. Физическое развитие у мальчиков и девочек имело некоторые особенности. Хотя как для мальчиков, так и для девочек в основном было характерным среднее физическое развитие (70,8%-63,6%), однако, среди девочек чаще отмечалось физическое развитие ниже среднего. Физическое развитие детей с ЯБ ДПК выше среднего у мальчиков и у девочек колебалось с частотой от 17,1% до 18,3% соответственно.
Оценивая гармоничность физического развития по индексу Кетле-2 мы выявили, что у большинства детей (44-57%) физическое развитие является гармоничным. В то же время отмечается рост числа детей с дизгармоничным развитием за счет дефицита массы тела при ЯБ ДПК, ЭД (31% мальчиков и 24% девочек).
Таким образом, физическое развитие детей с деструктивными поражениями СО ВОПТ имеет различие в зависимости от места локализации дефекта слизистой оболочки. Преимущественно определяется среднее физическое развитие, но дисгармоничное за счет дефицита массы тела как у мальчиков, так и у девочек. Ниже среднего и дисгармоничное физическое развитие чаще отмечается у детей с локализацией процесса в СО
ДПК.
|