Средняя общеобразовательная школа № 2, г.Ленинск-Кузнецк
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 64-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2005 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Скачать сборник целиком (1 мб)
В подростковом возрасте происходит окончательное формирование человека на уровне его личностных, физиологических характеристик [2,3].
Цель исследования - выявить особенности функционирования сердечно–сосудистой системы подростков с различной степенью тренированности скелетных мышц.
Материал и методы исследования. В исследование было включено 26 детей в возрасте 13-15лет, которые были разделены на 2 группы. Первую группу (n=13) составили дети со слабой степенью развития скелетных мышц, во вторую вошли 13 физически тренированных подростков. Мальчиков было на 3 % больше, чем девочек. Всем обследуемым проводили суточное мониторирование ЭКГ с изучением показателей вариабельности сердечного ритма [5], оценивали функциональное состояние скелетных мышц, определяли толерантность к физической нагрузке с помощью велоэргометрии [1]. Силу и выносливость мышц нижних конечностей изучали на многофункциональном тренажере Kettler. По окончании первичного исследования с группой физически нетренированных подростков проведены двухмесячные тренировки с использованием комплекса ЛФК, велотренажера и тренажера «Kettler» с повторным исследованием.
Результаты и их обсуждение.
Исследование показало, что при проведении нагрузочных тестов у детей 1группы отмечается снижение силы и выносливости скелетных мышц по всем показателям. Причем степень тренированности мышц нижних конечностей выше у тренированных подростков на 55 % (разгибатели) и 107 % (сгибатели). У нетренированных подростков происходит снижение максимальной толерантности к нагрузке на велоэргометре. Разница между САДн и САДмах у тренированных подростков составляет 31,4 мм.рт.ст, а у нетренированных – 38,1 мм.рт.ст., что является достоверным показателем (p<0,05). Наши исследования позволяют утверждать, что в группе тренированных подростков наблюдается меньшее значение индекса работы сердца [4]. У детей 1 группы величина двойного произведения ЧССmax на САДmax составила 3642332 (p<0,05), у второй 22625363 (p<0,05). Вариабельность сердечных ритмов у детей 1-й группы составила VLF= 85912, LF = 79411 и HF =5708,9 , во 2-й VLF=238935, LF = 259536 и HF =309838. Статико–динамические тесты показали, что в процессе тренировок происходит укрепление силы и выносливости скелетных мышц подростков и возрастание толерантности к физической нагрузке до параметров характерных для группы изначально тренированных школьников. После физических тренировок у детей 1группы VLF=228530, LF = 239034 и HF =300034. У тренированных и вновь тренированных подростков наблюдается тенденция преобладания парасимпатической реактивности, а у нетренированных – симпатической. Существует взаимообратная зависимость между степенью развития скелетных мышц и функционированием сердечно-сосудистой системы.
Выводы:
У группы физически нетренированных подростков отмечается снижение силы и выносливости скелетных мышц по всем показателям (жим от груди, жим к груди, баттерфляй).
Мышцы сгибателей и разгибателей нижних конечностей более развиты у физически тренированных подростков и выполняют большую совокупную работу за определенный промежуток времени.
У нетренированных подростков наблюдается снижение максимальной толерантности к нагрузке на велоэргометре.
При возрастании физической нагрузки происходит значительное увеличение показателей ЧСС и САД в группе нетренированных подростков. Достоверной разницы в показатели ДАД не установлено.
В группе нетренированных подростков отмечается большая величина двойного произведения ЧССмах на САДмах, что говорит о меньших адаптивных возможностях организма к физической нагрузке.
Проведенные физические тренировки способствуют улучшению вегетативного статуса, что приводит к сближению показателей физически нетренированной и тренированной группы.
Изучение спектрального анализа ВРС позволяет утверждать о преобладании парасимпатической нервной системы у тренированных и вновь тренированных подростков над симпатической у нетренированных.
Список литературы:
1. Белоконь Н.А., Кубергер. Болезни сердца и сосудов у детей. Руководство для врачей. – М.: 1987.
2. Казин Э.М.., Блинова Н.Г.., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. Пособие для студ. высш. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 192 с.
3. Казин Э.М. Практикум по психофизиологической диагностике: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 – 128 с:. ил.
4. Многопрофильная больница: проблемы и решения. Материалы всерос. Конф. Г. Ленинск-Кузнецкий, 4-5.09.2003, СОРАМН, ФГЛПУ «НКЦОЗШ», изд.отдел, С. 364-420
5. Сумин А.Н., Кардиология, 2000, № 3, С.16-21
|