НМОУ «Лицей № 84», г. Новокузнецк
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 68-й научной итоговой студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 20-22 апреля, 2009 год); под реакцией академика РАМН В.В. Новицкого, член. корр. РАМН Л.М. Огородовой
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,5 мб)
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) совместно с ЮНИСЕФ в течение нескольких десятилетий уделяет большое внимание вопросам питания детей. Особое место занимает вскармливание детей первого года жизни, как важнейший фактор роста, развития и здоровья.
Среди многочисленных проблем питания здоровых детей в России первое место, несомненно, занимает проблема поддержки грудного вскармливания (ГВ), распространенность которого, несмотря на ряд активно проводящихся в последние годы мероприятий, в среднем по России у детей 3-месячного возраста составляет лишь около 30%.
Успех грудного вскармливания зависит от многих причин, из которых можно выделить наиболее весомые. Значимым является уровень образования беременных и кормящих женщин для поддержки успешного ГВ.
Настрой и уверенность женщины в успешном ГВ положительно влияют на инициацию лактации, длительность ИГВ и ГВ, сроки введения докорма. Эффективными в создании доминанты лактации являются индивидуальные и групповые занятия с беременными и кормящими женщинами. Ряд авторов рекомендует начинать подготовку к будущему материнству в подростковом возрасте. При обучении беременных подростков показано положительное влияние знаний по ГВ на вероятность того, что во время беременности беременная будет планировать ГВ, и после родов юная мать будет кормить своего ребенка.
Несмотря на то, что в ряде исследований выявлены высокие показатели информированности о ГВ до родов (90%), наличия знаний у женщин о выгодах ГВ (90,2–96%), необходимости раннего прикладывания (87%) и оптимальной длительности ИГВ (78%), в 25-70% случаев подготовка беременных женщин к кормлению грудью в основном ограничивалась информацией о преимуществах ГВ и в меньшей степени касалась его техники.
На кафедре педиатрии с курсом неонатологии Новокузнецкого ГИДУВа (заведующий кафедрой профессор, д-р мед. наук Манеров Ф. К.) в 2005-2008 гг. было проведено исследование для уточнения состояния данного вопроса в городе с целью дальнейшей разработки программы действия. Критериями включения в исследование являлись согласие респондентов ответить на предложенную анкету; подростковый возраст для девочек; для женщин детородного возраста – беременность в 3 триместре.
Всего были опрошены 432 женщины. Средний возраст беременных на момент опроса составил 25,3 ± 5,3 года. Большинство опрошенных беременных (65,7%) имели среднее образование. Медицинские работники, как источники информации по кормлению ребенка, отмечены в 62,0% ответов. Родственники беременных отмечены в 53,2% ответов. Друзья и знакомые являются источниками информации в 12,5% случаев, литература в 25,9%, Интернет в 3,0% ответов. Самостоятельно изучали этот вопрос 7,2% матерей и другие варианты отметили 6,0% женщин.
Большинство беременных знали о положительном влиянии ГВ на здоровье ребенка (84,9%), о пользе молозива (84,1%), об отсутствии влияния размеров и формы молочной железы на лактацию (67,6%). Знали, что коровье молоко отличается от женского 94,3% беременных. Об отрицательном влиянии коровьего молока для грудного ребенка знали меньше половины (47,5%) женщин. Считают, что знают, как стимулировать лактацию 64,7% женщин. Планируют приложить своего ребенка сразу или в течение первого часа после родов 69,9% женщин. Большинство женщин (91,7%) оптимальным питанием для грудного ребенка назвали ГМ. Опрошенные указали теоретическую возможную длительность ИГВ 5,1 ± 2,8 месяцев. Наряду с ГМ в качестве оптимального питания опрошенные отметили в 7,6% случаев адаптированную смесь, в 6,5% неадаптированные кисломолочные продукты, козье 5,3% и коровье молоко 2,5%. Другие продукты указаны в 0,9% ответов.
Для сравнения был проведен опрос 451 девочки-подростка 9-11 классов и учащихся педагогического училища, как будущих матерей. Средний возраст девочек составил 15,5 ± 1,0 лет. Опрошенные девочки использовали различные источники информации по питанию детей первого года жизни. Родственники девочек отмечены в 58,5% ответах, причем в 43,9% случаев это была мать опрошенных девочек. Литература является источником информации в 20,6%, друзья и знакомые в 11,8% случаев, Интернет в 2,4% ответов. Другие источники информации по ГВ отметили 26,2% девочек. В качестве источника информации медицинские работники по объективным причинам отмечены в 4,7% ответов.
Утверждают, что обладают какими-либо знаниями по кормлению грудных детей, и слышали о правилах грудного вскармливания 77,4% и 51,7% опрошенных соответственно. Знают, что такое молозиво, 18,4% ответивших. Об отсутствии влияния размеров и формы молочной железы на лактацию знают 32,4% девочек. Об отличии ГМ от коровьего молока и смесей знают 91,1% девочек. При этом о вреде коровьего молока для младенца информированы только 31,9% девочек. Приложить к груди ребенка сразу или в течение первого часа после рождения считают необходимым 28,6% девочек. ГМ как оптимальное для младенца и самое дешевое питание выбрали соответственно 92,2% и 80,5% девочки. Девочки считают, что ребенка кормить грудью необходимо в течение 12,1 ± 6,1 месяцев (m=12 мес. CI 95% 11,4–12,9 мес.). В тоже время адаптированные смеси, жидкие кисломолочные продукты, коровье и козье молоко отметили в качестве оптимального питания всего 4,9%, 0,9%, 2,0% и 2,4% соответственно.
Беременные были значительно старше ответивших девочек-подростков (P<0,01). Женщины чаще отвечали верно, чем подростки, на большинство вопросов об элементарных позициях успешного ГВ: польза молозива (χ2=373,13, P<0,01), положительное влияние ГВ на здоровье ребенка (χ2=9,24, P<0,01), вред цельного коровьего молока для младенцев (χ2=21,55, P<0,01), отсутствие влияния размеров и формы молочной железы на лактацию (χ2=148,1, P<0,01), время первого прикладывания (χ2=143,56, P<0,01). Знали, что женское молоко отличается от коровьего молока и молочных смесей, в обеих группах с одинаковой частотой (χ2=2,86, P=0,09). Планировали кормить своего будущего ребенка чаще беременные (χ2=84,26, P<0,01).
В отличие от девочек основным источником информации по ГВ для беременных были медицинские работники (χ2=327,36, P<0,01). Информацию по питанию младенцев девочки и женщины с одинаковой частотой получали из литературы (χ2=3,19, P=0,07) и Интернета (χ2=0,10, P=0,75), от родственников (χ2=2,30, P=0,13), знакомых (χ2=0,06, P=0,81).
Длительность возможного ГВ не отличалась – 12,1 ± 6,1 месяцев у школьниц против 11,9 ± 5,0 у беременных (P=0,76). При этом школьницы предлагали вводить прикорм позже, чем беременные (P<0,01).
С одинаковой частотой оптимальным питанием для младенца девочки и беременные назвали грудное молоко (χ2=0,04, P=0,85), адаптированную смесь (χ2=2,43, P=0,12) и коровье молоко (χ2=0,10, P=0,75). Значительно чаще беременные называли кефир (χ2=18,20, P<0,01) и козье молоко (χ2=4,21, P=0,04) как оптимальное питание младенца.
Это исследование показало, что уровень знаний беременных по объективным причинам имел в большей степени теоретическую направленность. Знания о питании детей среди девочек-подростков были ограничены бытовым и школьным уровнями и не имели в целом направленности на создание доминанты лактации. При этом беременность и предстоящие роды не увеличивали настрой будущих матерей на длительную лактацию и оптимальные сроки введения прикорма. Таким образом, в программах обучения беременных необходимо уделять внимание не только теоретическим вопросам, но конкретным практическим рекомендациям по поддержке длительной лактации и своевременного введения прикормов.
Список литературы:
1. Воронцов, И. М. Естественное вскармливание детей. Его значение и поддержка / И. М. Воронцов, Е. М. Фатеева. – СПб.: ИКФ Фолиант, 1998. – 272 с.
2. Глобальная стратегия по кормлению детей грудного и раннего возраста / Всемирная организация здравоохранения. – Женева: [б. и.], 2003. – 34 с.
3. Гмошинская, М. В. Условия формирования и роль доминанты лактации в повышении длительности грудного вскармливания / М. В. Гмошинская, Т. А. Фандеева, И. Я. Конь // Вопросы детской диетологии. – 2003. – Т. 1. – № 2. – С. 35–37.
4. Консультирование по грудному вскармливанию: курс обучения. Руководство для преподавателя / Всемирная организация здравоохранения. – Женева, Швейцария, 1993. – 422 с.
5. Кормление грудных детей. Руководство для матерей / Всемирная организация здравоохранения. – Копенгаген : 1997. – 53 с.
|