Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 67-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2008 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Тяжелая хроническая соматическая патология оказывает влияние на психическое функционирование человека. Особенности восприятия своего заболевания, отношение родителей и близкого окружения к больному, необходимость постоянного выполнения врачебных назначений – все это оказывает существенное влияние на психологическое состояние больного. В настоящей работе исследовались личностные особенности детей и подростков, больных сахарным диабетом. Дети и подростки находятся на стадии становления личности, поэтому психологическое состояние, связанное с тяжелым хроническим заболеванием у них может способствовать формированию вторичного психологического дефекта в виде эмоциональных поведенческих расстройств, а также патологических черт личности. Необходимость исследования психологических особенностей подростков, страдающих сахарным диабетом необходима для разработки индивидуальных программ вмешательства у этих больных.
Сахарный диабет 1 типа относится к тяжелой психосоматической патологии, изменяющей привычные жизненные стереотипы ребенка и его семьи. По данным сборника медицинской статистики Департамента здравоохранения Томской области за 2007 год, а так же данным отечественной и зарубежной литературы [1, 2, 3] заболеваемость и распространенность сахарным диабетом с каждым годом увеличивается. В настоящее время разработаны схемы лечения и программы обучения управлению диабетом в соматических клиниках, однако психотерапевтический компонент вмешательств недостаточно представлен в этих программах.
Цель данной работы: выявление эмоциональных и поведенческих особенностей детей и подростков, страдающих сахарным диабетом 1 типа в возрасте 9 – 12 лет. Проведена оценка степени выраженности тревожности и личностных особенностей детей и подростков. Исследование включало: предварительный этап отбора участников исследования (по возрасту, диагнозу, обстановке и условиям обследования), основной этап психологической диагностики и обработки результатов, а также заключительный этап анализа полученных данных и выделения личностных особенностей детей и подростков с сахарным диабетом 1 типа.
Выборка включала 51 респондента, имеющих диагноз сахарный диабет 1 типа, находящихся на плановой госпитализации, в возрасте от 9 до 12 лет включительно. Из них мальчиков - 22 человека (43%), девочек – 29 человек (57%). Все респонденты проживают на территории Томской области.
Материалы и методы: клиническое интервью, наблюдение и тестовые методы исследования. Тестирование включало в себя личностный опросник Кэттелла (1950) вариант CPQ для детей и подростков 8-12 лет, адаптированный Э.М.Александровской, И.Н.Гильяшевой (1986); методику определения тревожности Кондаша (1973), (позволяющую оценить степень выраженности тревожности, самооценочную, межличностную и школьную тревожность); метод цветовых выборов модификация восьмицветового теста Люшера – модификация Л.Н. Собчик (2003), позволяющей оценить эмоциональный компонент функционирования.
Результаты: оценка степени тревожности по методике Кондаша показала наличие очень высокого уровня тревожности у 45% (23 чел.); высокого - у 21,6% (11 чел.). Важно отметить, что чаще была повышена самооценочная в 15,7% (8 чел.) и межличностная тревожность 21,6% (11 чел.). Наличие высокой тревоги, особенно у респондентов с небольшой длительностью заболевания (до 1 года), подтверждает тест Люшера, поскольку предпочтительными цветами у 26% всех опрошенных (13 чел.) стали серый и черный у 18% (9 чел.) цвета. У 17% зеленый, смещенный в конец ряда, свидетельствует о неуверенности в себе, отрицании и негативном отношении к своей настойчивости и упрямству. Высокую тревожность также подтверждают результаты опросника Кеттела; особенно повышалось значение фактора тревожности у девочек. По результатам опросника Кеттела выявлены такие личностные особенности, как необщительность, замкнутость, эмоциональная лабильность, мягкость, зависимость, чувствительность по отношению к мнению окружающих по поводу основного заболевания.
Длительное пребывание в состоянии высокой тревожности может способствовать повышению эмоционального напряжения, фрустрированности по поводу недостатка навыков управления своим заболеванием, развитию тревожных расстройств у детей и подростков, страдающих сахарным диабетом, и приводить к снижению комплаентности и качества жизни. Необходимость постоянного приема медикаментов при сахарным диабете, выполнения четких указаний врача является одной из фрустрирующих ситуаций, что предрасполагает к эмоциональным и поведенческим расстройствам. Обнаруженные личностные черты у обследованных пациентов свидетельствуют о недостатке навыков разрешения проблем, уверенности, управления своим эмоциональными реакциями, что важно принимать во внимание при планировании психотерапевтических вмешательств.
На основании полученных данных можно сформулировать выводы:
У детей и подростков, страдающих сахарным диабетом 1 типа, отмечается высокий и очень высокий уровни тревожности.
Поведенческими особенностями являются эмоциональная лабильность, недостаток навыков управления своим психическим и соматическим состоянием, недостаточная комплаентность.
Выявленные эмоциональные и поведенческие особенности детей и подростков, страдающих сахарным диабетом 1 типа, свидетельствуют о существенных отклонениях от нормы и требуют разработки программ психотерапевтического вмешательства [4], направленных преимущественно на коррекцию эмоционального компонента в дополнение к медицинским вмешательствам.
Список литературы:
1. Особенности психосоматических расстройств у детей / Л. А. Теммоева, Х. Х. Шакова // Рос. Педиатр. журн. – 2007. - № 6. – С. 27-31.
2. Роль аналогов инсулина в профилактике макрососудистых осложнений у детей и подростков с сахарным диабетом типа 1 / Н. В. Болотова, С. А. Харламов, Е. И. Волчанский // Педиатрия. – 2007. - № 1. – С. 63-67.
3. Психосоматический статус у детей с инсулинозависимым сахарным диабетом и пути его коррекции / Ю. Г. Самойлова, Е. Б. Кравец // Рос. Педиатр. журн. – 2003. – № 1. – С. 22-26.
4. Psychology in Diabetes Care / F. J. Snoek, T. C. Skinner. - John Wiley & Sons, Ltd, 2000. – 346 p.