Сибирский
государственный медицинский университет,
г. Томск. Кафедра клинической психологии
и психотерапии
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 66-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2007 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Скачать сборник целиком (формат .PDF, 1,5 мб)
В
нашей стране клиническая психология
как отдельная специальность приобрела
официальный статус после утверждения
Министерством образования РФ приказа
№ 686 от 2 марта 2000 г. В связи с этим
разработан Государственный образовательный
стандарт высшего профессионального
образования по специальности 022700
«Клиническая психология» [1]. На реализацию
данного Государственного образовательного
стандарта требуется не один год, что
рождает широкий круг проблем. Данное
исследование было предназначено для
выявления именно тех факторов, которые
препятствуют оптимизации и налаживанию
полноценного учебного процесса.
Цель
данного исследования заключалась в
изучении отношения студентов факультета
клинической психологии, психотерапии
и социальной работы СибГМУ к учебному
процессу, а также выявить те факторы,
которые, по их мнению, необходимы для
оптимизации и совершенствования
образования.
В
исследовании принимали участие студенты
1, 2, 3 курсов очной и очно-заочной формы
обучения факультета клинической
психологии, психотерапии и социальной
работы СибГМУ, общее число опрошенных
составило 84 человека, из них 74 девушки
и 8 юношей, в возрасте от 17 до 37 лет.
Специально для исследования была
разработана и опробована анкета
«Отношение студентов к организации
образовательного процесса и предложения
по поводу его совершенствования»,
состоящая из 6 вопросов. Результаты
анкеты позволили определить отношение
студентов к образовательному процессу
на факультете, сформулировать
лаконичный список пожеланий и
предложений студентов и систематизировать
полученные результаты.
На
первый вопрос анкеты: «Каким образом
Вы готовитесь к занятиям?» студенты
факультета клинической психологии,
психотерапии и социальной работы
ответили следующим образом: наиболее
предпочтительными способами
самостоятельной подготовки к
занятиям являются: использование
ресурсов сети Internet
и посещение библиотеки, таким образом
ответили по 61%; далее следует, поиск
необходимой информации в справочных
изданиях так ответили 52,4%, а вот за
консультациями к преподавателям
обращается лишь 17,1% из всего числа
опрошенных студентов, столько же
ответивших пользуются исключительно
лекциями при подготовке к занятиям.
Исходя из данных, полученных на второй
вопрос анкеты: «Как Вы думаете, влияет
ли окружающая обстановка учебного
процесса на Вашу успеваемость?»,
большая часть: 79,3% опрошенных считают,
что окружающая обстановка учебного
процесса оказывает влияние на успеваемость
студентов, в то время как 15,8% указали,
что условия, в которых происходит
обучение будущих клинических психологов
и социальных работников, никаким образом
не действуют на успеваемость, и лишь у
4,9% опрошенных студентов ответ на этот
вопрос вызвал затруднения. Анализ
данных, полученных на третий вопрос
анкеты, где необходимо было оценить
форму организации учебной деятельности
на факультете, позволяет убедиться в
том, что форма организации учебной
деятельности далека от совершенства.
51,2% студентов из 100% опрошенных оценили
форму организации учебной деятельности
как «удовлетворительно», 30,5% ответов в
пользу пункта «хорошо», 11% опрошенных
считают, что форма организации учебной
деятельности соответствует оценке
«плохо» и по 3,7% отметили пункты
«неудовлетворительно» и «отлично».
Ответы, полученные на 4-ый вопрос анкеты:
«Считаете ли Вы необходимым, чтобы
студенты участвовали в повышении
качества формы организации учебной
деятельности?» позволяют убедиться в
том, что студенты не только заинтересованы
в повышении качества формы организации
учебной деятельности, но и сами готовы
участвовать в этом процессе. 90,2% опрошенных
студентов дали положительный ответ на
вопрос о необходимости участия
студентов в улучшении формы организации
учебной деятельности, не считают,
что студенты должны это делать 6,1%, и
3,7% считают, что «это не их дело».
Студенты, отвечая на пятый вопрос анкеты,
позволили получить следующие результаты:
73,2% опрошенных студентов считают, что
для того чтобы идеи об улучшении
формы организации учебной деятельности
факультета, реализовались им
необходимо взаимодействие с руководством
факультета. 57,3% уверены в том, что в
данной ситуации необходимо
взаимопонимание между студентами и
педагогическим составом факультета.
Третьим пунктом, необходимым для
реализации идей, 31,7% анкетируемых
выделили «обмен мнениями с
преподавателями», и 24,4% считают,
что необходимо активное участие
студентов в улучшении формы организации
учебной деятельности. Ответы на 6-ой
вопрос, где необходимо было отметить
пункты, которые, по мнению студентов,
необходимы для факультета, говорят о
том, в чем остро нуждаются студенты
факультета клинической психологии,
психотерапии и социальной работы
Сибирского государственного
медицинского университета. У 79,3% от
всего количества опрошенных студентов
существует потребность в сотрудничестве
с отечественными и зарубежными
специалистами в области психологии,
психотерапии и психиатрии. Далее
76,8% анкетируемых, наряду с другими
пунктами анкеты, выбрали пункт
«компьютерный класс с выходом в
Internet»; 72% отметили пункт
«комната для тренингов»; 61% - «обсуждение
и возможная реализация предложений
студентов по улучшению формы
организации учебной деятельности,
и 57,3% из 100% опрошенных студентов нуждаются
в оборудовании для проведения
исследований.
Таким
образом, окружающая обстановка учебного
процесса, по мнению студентов, влияет
на их успеваемость. Сама форма организации
учебной деятельности большинством
студентов оценена «удовлетворительно».
На это следует обратить внимание и
привлечь все возможные ресурсы
для того, чтобы создать студентам и
преподавателям оптимальные
условия для осуществления полноценного
учебного процесса. Потребители
образовательных услуг не только
заинтересованы, но и готовы принять
активное участие в оптимизации и
модернизации формы организации
учебной деятельности факультета.
Студенты четко представляют себе, что
именно им необходимо для того, чтобы
стать высоко квалифицированными
специалистами в области «Клиническая
психология», и готовы делиться своими
идеями с теми, от кого зависит реализация
программы направленной на повышение
качества организации образовательного
процесса. Актуальным также является
то, что необходимо дальнейшее усиление
обратной связи между студентами,
преподавательским составом факультета
и руководством СибГМУ.
Список
литературы:
-
Государственный
образовательный стандарт высшего
профессионального образования.
Специальность 022700 «Клиническая
психология». Квалификация «Психолог.
Клинический психолог. Преподаватель
психологии». Приказ Министерства
образования Российской Федерации от
02.03.2000 № 686. М., 2000. - 39 с.
|