Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра психиатрии, наркологии и психотерапии лечебного факультета
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам 70-й Юбилейной итоговой научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г. Томск, 16-18 мая 2011 г.), под ред. В. В. Новицкого, Л. М. Огородовой. − Томск: Сибирский государственный медицинский университет, 2011. − 430 с.
Актуальность: в настоящее время раннего детского аутизма (РДА) рассматривается как “первазивное расстройство развития”, что предполагает возможность компенсации измененных психических функций посредством обучающей среды[1]. По данным института коррекционной педагогики РАО ( Морозов С. А., 2002), при своевременной и правильной коррекционной работе 60% аутичных детей получают возможность учиться по программе массовой школы, 30% - по программе специальной школы того или иного типа и только 10% - остаются инвалидами[2]. Таким образом, определяется актуальность обсуждения диагностических признаков раннего детского аутизма для своевременной диагностики заболевания и раннему началу психолого-педагогической работы с больным ребенком. Цель: систематизировать и представить клиническую характеристику формирования и течения РДА.
Методы: клинико-психопатологический (анамнестический).
Результаты. Рассмотрим клинический случай: Пациент П. Дата рождения 07.01.2006 (в настоящее время – 5 лет), в семье 2 детей, старшему 6,6 лет ЗРР. Наследственность не отягощена. Пациент наблюдался невропатологом с диагнозом перинатальное поражение центральной нервной системы, синдром гипервозбудимости. Грудное вскармливание до 3 месяцев, прикорм вводился хорошо, комплекс оживления на родителей присутствовал, на мокрые пеленки реагировал, навыки опрятности сформированы. Раннее развитие: сидеть начал в 7 месяцев, ходить - в 13 месяцев, первые слова в год, первых фраз нет. В возрасте 1 года 3 месяцев перенес тяжелое ОРЗ с температурой 40С, после чего потерял приобретенные навыки, слова, стал играть один. Первая госпитализация в 4 года 1 мес (всего госпитализаций 2). Причиной послужили жалобы (со слов мамы) на нарушение звукопроизношения, плохо развитую речь, нарушение дневного и ночного сна, избирательное питание (мучное, конфеты), эмоциональные перепады (смеется или заторможен), стереотипные игры, стереотипные движения (хлопает дверьми, ходит вокруг предметов, гримасничает), страх оставаться одному в комнате, боязнь темноты, незнакомых людей, агрессивность, склонность к установленному распорядку, дневной энурез. При осмотре наблюдается: отсутствие зрительного контакта, гиперакузия на громкую речь, звуки, музыку. Отмечаются прямые и отставленные эхолалии, слова-штампы. На вопросы не отвечает, не реагирует на свое имя. Психический статус характеризуется недоразвитием интеллектуально-мнестической функции, системным недоразвитием речи 1 уровня с нарушением коммуникативной функции речи, нарушением социального взаимодействия, ограниченным, повторяющимся, стереотипным поведением с двигательными стереотипиями, нарушением сна и пищевого поведения, страхами у ребенка на органически неполноценном фоне. При генетическом исследовании - патологии не выявлено. На момент обращения за психиатрической помощью у пациента имелись качественные расстройства поведения, соответствующие диагностическим критериям аутистических расстройств по МКБ-10:
1. Качественные нарушения в социальном взаимодействии:
1.1. Неспособность адекватно использовать взгляд глаза в глаза, выражение лица, поз и жестов тела для регулирования социального взаимодействия.
1.2. Неспособность развития отношений со сверстниками с использованием взаимного обмена интересами, эмоциями или общей деятельности.
1.3. Отсутствие интереса к поддержке других людей для успокоения при болевых ощущениях или в периоды стресса и отсутствие сочувствия другим людям, демонстрирующим признаки стресса или огорчения.
1.4. Отсутствие спонтанного поиска обмена радостью, интересами или достижениями с другими людьми.
1.5. Отсутствие социально-эмоциональной взаимности (модуляции поведения в соответствии с социальным контекстом).
2. Качественные нарушения в коммуникации:
2.1. Отставание в развитии или полное отсутствие разговорного языка, которое не сопровождается попытками компенсации через использование жестов и мимики, как альтернативной модели коммуникации.
2.2. Отсутствие социональной игры-имитации.
2.3. Относительная неспособность инициировать или поддерживать разговор.
3. Необычные типы поведения:
3.1. Выраженная приверженность специфическим (не функциональным) распорядку и ритуалам.
3.2. Стереотипные (повторяющиеся) механические движения.
На основании анамнеза и психологического статуса выставлен диагноз – ранний детский аутизм, процессуальная форма, F84.02. Сопутствующий диагноз – энцефалопатия смешанного генеза, межполушарная ретроцеребеллярная арахноидальная киста (41 мм х 23 мм х 16 мм), инвалидность с сентября 2009 года.
Выводы: Рассмотрен клинический случай раннего детского аутизма. Представив системную характеристику формирования заболевания, у пациента П. имеется завершенная форма детского аутизма. По динамике нарастания аутистической симптоматики форма укладывается в процессуальный аутизм.
Список литературы:
1. Башина В. М., Симашкова Н. В. К особенностям коррекции речевых расстройств у больных с синдромом детского аутизма Исцеление: Альманах / В. М. Башина, Н. В. Симакова. – М., 1993. – Вып.1. – 154 с.
2. Варанкова Л. В., Сёмин И. Р. Организация реабилитации детей с аутическими расстройствами / Л. В. Варанкова, И. Р. Сёмин. – Томск, 2004. – 31 с.
|