Сибирский
государственный медицинский университет,
г. Томск
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 63-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2004 год)
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (формат .PDF, 4,2 мб)
Социально-бытовые,
экологические, гигиенические и
психологические условия жизни существенно
сказываются на состоянии здоровья
взрослого и детского населения. Наряду
с неблагоприятными факторами среды
существующая система образования также
способствует ухудшению здоровья
учащихся, о чем свидетельствуют массовые
нарушения физического и нервно-психического
развития, увеличение количества детей
с наследственными дефектами. По
определению ВОЗ - здоровье - это состояние
полного физического, душевного и
социального благополучия, а не только
отсутствие болезней и физических
недостатков. Результаты медицинских
осмотров, проведенных в последние годы,
показывают, что лишь 5-7% из общего числа
обследуемых детей являются здоровыми.
К сожалению, школа не отвечает требованиям
гигиены, естественнонаучным основам
возрастной физиологии, вызывает
дезадаптацию, хроническое переутомление
и провоцирует рост заболеваний. В
последнее время в школах стало уделяться
внимание проблеме сохранения здоровья
и увеличения резервных сил организма,
для чего создаются программы «Здоровье».
Но установка на здоровье, а соответственно,
ина
здоровый
образ жизни, как известно, не появляется
у человека сама собой, а формируется в
результате определенного педагогического
воздействия.
Наша
работа была направлена на создание у
детей мотивации на здоровый образ жизни
(ЗОЖ), а также на профилактику заболеваний
и облегчение адаптации учащихся к
учебным нагрузкам. Главным девизом
было: «Нельзя заставить, но можно
убедить». Работа проводилась в 1 классе
общеобразовательной школы №53 г. Томска.
В
классе обучаются 24 человека. В результате
нашего осмотра были выявлены следующие
группы патологии: кариес у 8 детей,
хронический тонзиллит у 11, нарушение
осанки у 7, у 5 человек - патология со
стороны желудочно-кишечного тракта,
тубинфицированы 6 первоклассников, у 4
детей увеличены аденоиды, ожирение у
2, ВСД по гипотоническому типу имеют 7
человек, уплощенная стопа у 3 детей, по
2 ребенка имели миопию, аллергические
заболевания, описторхоз, нарушение
кровообращения в вертебро-базиллярном
бассейне.
С
детьми проводились беседы на темы:
«Физическая культура и спорт, их
воздействие на растущий организм»,
«Нарушение осанки и факторы, влияющие
на осанку», «Что такое близорукость и
как сохранить зрение», «Основы личной
гигиены. Для чего мы моем руки?»,
«Закаливание. Методы закаливания»,
«Правильное питание», «Вредные привычки».
Последняя тема обсуждалась детьми
особенно бурно и не оставила равнодушным
ни одного ребенка.
Еще
одним направлением в работе было
проведение общеоздоравливающих
мероприятий: курс поливитаминов и
пищевых добавок («Калыдимакс» - для
укрепления костной системы и профилактики
кариеса и «Ламинарии» - для улучшения
функции щитовидной железы), а также
массажа шейно-грудного отдела и посещение
бассейна.
С
детьми проводились гимнастические
занятия, на которых они освоили упражнения
ЛФК, направленные на укрепление мышц
спины и сохранение осанки, гимнастику
для глаз, благодаря которой восстанавливается
зрительная функция после длительной
учебы.
Среди
детей была проведена анкета «Режим дня
школьника». Она помогла дать рекомендации
по его исправлению. Анкетирование среди
родителей позволило дополнительно
выявить «скрытую» патологию и направить
детей на консультацию к соответствующим
специалистам. Для закрепления навыков
ЗОЖ использовали наглядный материал
(сан. бюллетени, плакаты, рисунки).
При
оценке динамики роста и массы детей за
полгода выявлено, что все дети дали
хорошую прибавку этих показателей. К
концу года значительно снизилось
количество пропусков занятий.
Результаты
работы показали, что улучшилась адаптация
детей к нагрузкам обучения в школе. Дети
стали внимательнее относиться к своему
здоровью, что позволяет судить о снижении
заболеваемости в будущем. Как известно
состояние здоровья человека во многом
определяет его место и роль в обществе.
Список
литературы:
-
Васильев
В.Н. Валеологические подходы к проблеме
сохранения здоровья и оптимального
развития школьника / В.Н. Васильев и др.
- Томск, Северск, 1998. - 158с.
-
Зайцев
Г.К. Школьная валеология / Г.К. Зайцев.
- СПб: Детство-Пресс, 2001. - 160 с.
-
Казина
Э.М. Валеологические аспекты образования
/ Э.М. Казина, Т.С. Панина, Н.П. Невротова.
-Кемерово, 1995. - 202 с.
-
Попов
СВ. Валеология в школе и дома / СВ. Попов.
- СПб: СОЮЗ, 1997. - 254 с.
-
Щедрина
А.Г. Педология-наука о детстве как
фундаментальная основа валеологии и
педагогики / А.Г. Щедрина. - Новосибирск,
1996. - 43 с.
|