Сибирский
государственный медицинский университет,
город Томск. Кафедра клинической
психологии и психотерапии
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 66-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2007 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Скачать сборник целиком (формат .PDF, 1,5 мб)
В
Сибирском государственном медицинском
университете (СибГМУ) создан и планомерно
работает Центр медико-социальной помощи
студентам (ЦМСПС). Одним из направлений
деятельности центра является проведение
мероприятий в рамках первичной
профилактики психических и поведенческих
расстройств, направленных на минимизацию
негативного влияния факторов риска и
развитие личностных факторов защиты и
устойчивости. Основные
многоуровневые концепции профилактической
работы со студентами: формирование
культуры здоровья у студентов; оптимизация
учебной нагрузки; социально-психологическая
помощь; формирование внутривузовской
среды, противодействующей риску
наркотизации, алкоголизации.
Психопрофилактические программы и
мероприятия, проводимые и планируемые
в ЦМСПС СибГМУ, основываются на современных
научных концепциях с использованием
наиболее эффективных методов интервенции,
способствующих профессиональной и
творческой самореализации студентов,
личностному росту будущих специалистов.
Проблемы,
связанные с психическим здоровьем лиц
подросткового и юношеского возраста,
особенно актуальны в настоящее время.
Социально-экономические преобразования,
осуществляемые в последние десятилетия,
влияют в первую очередь на состояние
здоровья именно этой категории населения,
что обусловлено психологическими
особенностями несформированной личности
[5]. Поэтому актуальным является изучение
психического здоровья обучающейся
молодёжи. Необходимость изучения
психического здоровья будущих медицинских
работников обусловлена значительным
увеличением числа студентов с нарушениями
социально-психологической адаптации,
а также, страдающих различными
заболеваниями и расстройствами [4].
В
современных условиях получение
образования в высших учебных заведениях
можно отнести к специфическому виду
деятельности, связанному с высоким
уровнем психических и физических
нагрузок, крайне возрастающих в сессионный
период, дефицитом времени, необходимостью
усваивать в сжатые сроки большой объём
информации, повышенными требованиями
к решению проблемных ситуаций, жёстким
контролем и регламентацией режима. Л.
Т. Шершневой, И. Е. Куприяновой, З. А.
Ситдиковым [2]
проведено
скрининговое исследование уровня
психического здоровья студентов четырёх
томских вузов. Предболезненные
расстройства выявлены у 58,7 %,
нервно-психические проблемы диагностированы
у 21,1 %. Проведённое исследование позволяет
сделать вывод о высоком риске развития
расстройств психического здоровья
студентов томских вузов. Это свидетельствует
об актуальности разработки программ
охраны психического здоровья студентов
и внедрения комплекса мероприятий
превентивной и лечебно-профилактической
направленности [2]. В силу ряда
причин студенчество является социальной
категорией, относящейся к группе риска
наркотизации. Это заболевание наиболее
распространено в молодежной среде.
Подавляющее количество наркоманов
относится к возрасту 14-25 лет. Среднее
число студентов, имеющих какой либо
опыт употребления наркотических веществ,
составляет в ВУЗах России 31 % (от 21,7 до
38,4 % в разных ВУЗах), а среднее число
студентов, употребляющих наркотические
вещества эпизодически или ежедневно 8
% (от 3 до 14 %) [3]. В ряде
случаев, потребление наркотических
веществ, становится обрядовым элементом
молодежной субкультуры. Одним из основных
направлений профилактической
антинаркотической работы в ВУЗе должна
являться первичная профилактика,
направленная на минимизацию негативного
влияния факторов риска [3].
По
мнению К. Р. Брагиной
[1], в период обучения в ВУЗе можно выделить
три основных критических периода,
которые приходятся на первый, третий и
пятый курсы (у студентов-медиков,
соответственно, первый, четвёртый и
шестой). На первом курсе происходит
изменение социальной роли обучаемого,
корректировка потребностей и системы
ценностей, возникает необходимость
более гибко регулировать своё поведение,
приспосабливаясь к более жёстким
требованиям высшей школы, устанавливать
взаимоотношения в новом коллективе;
иногородним - обустраивать быт. На
третьем (четвёртом) курсе имеет место
переоценка ценностей, переосмысление
выбора специальности. Студенты-медики,
у которых в программе появляются
клинические дисциплины, начинают ощущать
груз врачебной ответственности.
Особенность кризиса пятого (шестого)
курса связана с будущим трудоустройством,
перспективами работы и профессионального
роста в рамках выбранной специальности.
Отсутствие резервов психического и
физического здоровья на каждом из этапов
может привести к развитию невротических
расстройств и расстройств адаптации
[1].
Целенаправленное
воздействие на процесс социально-психологической
адаптации студентов создает предпосылки
для повышения эффективности обучения
в ВУЗе, но решение этой проблемы невозможно
только посредством
единичных мероприятий. Одной из актуальных
областей является использование
психологической службы ВУЗа в качестве
средства оказания психологической
поддержки, профессионального и личностного
развития будущих медицинских работников.
Именно психологическая служба ВУЗа
становится центром планирования,
координации мероприятий, направленных
на улучшение социально-психологической
адаптации студентов.
Список
литературы:
-
Брагина,
К. Р. Тревожная и депрессивная
симптоматика в рамках невротических
и адаптационных расстройств у
студентов-медиков на различных этапах
обучения / К. Р.
Брагина // Вісник Вінницького
державного медичного університету. -
2003. - Т. 7, № 2/2. - С. 849 - 851.
-
Клиническая
структура психических расстройств у
студентов Томских ВУЗов. Л. Т. Шершнева,
И. Е. Куприянова, З. А. Ситдиков // Сибирский
вестник психиатрии и наркологии. -
2005. - №3. - С. 28 - 29.
-
Уланова, Е.
А. Методы оценки функциональных резервов
психологического здоровья студентов
медицинского вуза / Е. А. Уланова //
Психотерапия. - 2006. - № 8. - С. 27 - 31.
-
Чуркин,
А. А. Клинико-динамические особенности
формирования пограничных психических
расстройств у учащейся молодёжи / А. А.
Чуркин, А. В. Берсенев // Российский
психиатрический журнал. - 2003. - № 5. - С.
21 - 24.
|