Ташкентский Педиатрический медицинский институт, (г. Ташкент)
Эта работа опубликована в сборнике "Науки о человеке": материалы Х конгресса молодых ученых и специалистов / Под ред. Л.М.
Огородовой, Л.В. Капилевича. – Томск: СибГМУ. – 2009. – 166 с.
Скачать сборник целиком
Актуальность: Из всех заболеваний нервной системы у детей 2/3 своими истоками уходят в перинатальный период (Барашнев Ю.И., 2001; Bernstein I.M et al., 2000). При этом большая часть патологии связывается с перенесенной перинатальной патологии в неонатальном периоде. Перечень психоневрологических расстройств, связанных с перенесенными перинатальными патологиями новорожденных чрезвычайно широк: от задержки психомоторного развития до тяжелых форм детского церебрального паралича, сопровождающегося умственной недостаточностью, двигательными расстройствами, судорогами и пр. Однако не только частота патологии и ее тяжелые последствия придают значимость этой проблеме.
Материалы и методы: Обследовано 52 ребенка грудного возраста, которые перенесли тяжелую перинатальную патологию и в периоде новорожденности. У большинства детей в неонатальном периоде наблюдались неврологические нарушения. Все дети с рождения и до 1 года находились под наблюдением невролога и по показаниям получали восстановительное лечение. Нервно-психическое развитие детей на первом году жизни оценивали с помощью скринирующей количественно-качественной методики Л.Т. Журбы и Е. М. Мастюкова.
В зависимости от гестационного возраста дети были разделены на 3 группы. В первую группу вошли 6 детей, родившихся в сроке менее 30 недель (27-29 недель), во вторую - 38 детей, родившихся в 30-36 недель, в третью - 19 доношенных детей (38-40 недель).
Ретроспективный анализ уровня нервно-психического развития наблюдаемых детей показал, что в возрасте 3 месяцев у всех глубоко недоношенных детей отмечалась задержка развития: в половине случаев моторного и в половине - психомоторного. У большинства младенцев 30-36 недель гестации (33 из 35 или 94 %) также была выявлена задержка развития. В этой группе более половины составляли дети с задержкой только моторного развития (21 из 35 или 60 %). И в группе доношенных большая часть детей (14 из 16) отставала в нервно-психическом развитии. В основном эти дети отличались задержкой моторного развития (11 из 16).
В 6 месяцев в группе глубоко недоношенных существенных изменений в распределении детей в зависимости от уровня их нервно-психического развития не отмечалось: у 1 ребенка развитие уже соответствовало возрастной норме, а у остальных (5 из 6) наблюдалось отставание, причем соотношение между количеством детей с задержкой только моторного развития (3 из 5) и задержкой психомоторного развития практически не изменилось. Во второй группе недоношенных младенцев (30-36 недель гестации) и в группе доношенных существенных изменений в распределении по состоянию нервно-психического развития не было: большинство детей отставало в нервно-психическом развитии, и в основном это касалось моторного развития.
К году в группе глубоко недоношенных детей в большинстве случаев (4 из 5) по-прежнему наблюдалось отставание в нервно-психическом развитии, и количество младенцев с задержкой психомоторного и с задержкой только моторного развития было также одинаковым. В группе недоношенных 30-36 недель гестации у 1/3 детей (3 из 9) нервно-психическое развитие соответствовало возрасту и у 2/3 (6 из 9) отмечалось отставание. При этом 2/3 (4 из 6) из детей с нарушениями отставали в моторном развитии. Большая часть доношенных детей (8 из 10) имела нормальное нервно-психическое развитие, у 1 ребенка отмечалось отставание в моторном развитии и у 1 - была задержка психомоторного развития.
По итоговым результатам оценки нервно-психического развития в общей группе наблюдавшихся младенцев в 3 месяца у 61 % детей (35 из 57) отмечалась задержка моторного развития, у 28 % (16 из 57) - задержка психомоторного развития и у 11 % (6 из 57) детей развитие соответствовало возрасту. В число последних не вошли глубоко недоношенные дети. В 6 месяцев почти в 2 раза - до 15 % (8 из 53) - уменьшилось количество младенцев с задержкой психомоторного развития, но увеличилась доля детей с отставанием моторного - до 76 % (40 из 53). Число детей, у которых нервно-психическое развитие соответствовало возрасту, существенно не изменилось и составило 9 % (5 из 57). К 12 месяцам у половины наблюдавшихся детей (12 из 24 или 50 %) уровень нервно-психического развития соответствовал возрастной норме, почти у 1/3 младенцев (7 из 24 или 29 %) отмечалось отставание в моторном и у 1/5 (5 из 24 или 21 %) - в психомоторном развитии.
Вывод: Таким образом, нервно-психическое развитие детей, перенесших тяжелую перинатальную патологию и нуждавшихся в реанимации и интенсивной терапии, на первом году жизни характеризуется тем, что у большинства младенцев до 6 месяцев наблюдается задержка развития моторных навыков, которая более чем у 1/5 недоношенных детей сочетается с отставанием в психическом развитии. К году у большей части недоношенных младенцев сохраняются нарушения нервно-психического развития, при этом более половины случаев приходится на отставание в моторном развитии. Нервно-психическое развитие большинства доношенных детей соответствует возрасту. Эти данные свидетельствуют о том, что, несмотря на положительную динамику нервно-психического развития по мере увеличения возраста, дети, перенесшие тяжелую перинатальную патологию и нуждавшиеся в реанимации и интенсивной терапии, нуждаются в активном длительном наблюдении у невролога и проведении реабилитационных мероприятий.
|