Томский
военно-медицинский институт, г. Томск
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 63-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2004 год)
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (формат .PDF, 4,2 мб)
В настоящее время в России возникла
ситуация, определяющая потребность
более широкого использования невербальных,
проективных методов психодиагностики,
вследствие необходимости применения
таких диагностических тестов, которые
в относительно короткое время дают
возможность получить психологическую
картину личности и структуру её характера:
метод Роршаха отвечает этим требованиям.
Так как в данном методе важно не только,
то, что видит субъект, но и то, как он
видит, на какие особенности стимульного
материала опирается, соответственно
при восприятии всякого объекта или его
изображения происходит невольное
перцептивное дополнение "недоговоренных
мест" собственным личностным
содержанием. Восприятие зависит и от
исходного фона, то есть доминирующих
представлений в сознании, которые будут
различными у здоровых и психически
больных. Роль личностного фактора
наиболее отчетливо выступает в
эксперименте - при использовании
слабоструктурного стимульного материала.
Неопределенность ситуации и условий
усиливает проективность, так как она
дает возможность человеку структурировать
неопределенный материал, исходя из
своей личности.
В мировой экспериментальной психодиагностике
методика Роршаха является наиболее
распространенным видом исследования.
Так, например, в ряде стран ее используют
при выдвижении на руководящие посты,
при назначении на офицерскую должность,
при отборе в летные школы и работе на
транспорте, в судебно-психиатрической
экспертизе и перед вступлением в брак.
Она применяется для изучения конституции
и наследственности, влияния среды, пола
и возраста на развитие интеллекта и
формирование характера, в фармакологии
с целью апробации новых лекарственных
средств и во многих других областях.
Спектр применения методики Роршаха в
нашей стране гораздо уже, чем в развитых
странах. Основное применение она находит
в экспериментальной психиатрии при
изучении тревожных состояний, МДП,
шизофрении, алкоголизма, эпилепсии,
органической патологии мозга и реже в
судебно-психиатрической практике,
суицидологии, спортивной и педагогической
психологии, искусствоведческих
исследованиях и т.д.
Данное
исследование проводилось с целью
отработки методики Роршаха в связи с
редким её применением в психодиагностике
условно здоровых людей и соответственно
малым накопленным опытом в данной
области.
В
исследовании проведен анализ 26 опытных
применений методики Роршаха
[Психодиагностика. Методика и результаты
диагностического эксперимента по
исследованию восприятия (истолкование
случайных образов) Издательство «Ханс
Хубер» 1940 Берн - Штутгарт - Вена [Hermann
Rorschach.
Psychodiagnostik
(Textband)]].
Исследование проводилось на условно
здоровых мужчинах в возрасте от 21 до 28
лет, обучающихся в высшем медицинском
учебном заведении и прошедших специальный
профессиональный отбор на предмет
пригодности к военной службе. Условия
проведения тестирования стандартные,
одинаковые для всех испытуемых.
В
ходе интерпретации результатов
исследования были выделены три группы:
Первая
(21 испытуемых) - Количество ответов (R)
составило 23+3 большинство ответов 93,7%
-являлись популярными (Р), оригинальные
ответы (Orig),
составили соответственно 7,3%, причем
соотношение их у разных людей отличалось
на 1-2 ответа. Отсутствовали
конфабуляторно-целостные OTBeTbi(DW).
Тематика их определялась, повседневной
жизнедеятельностью и не зависела от
национальной принадлежности, предыдущего
места проживания и семейного положения,
либо определялась контурами самой
тестовой таблицы. Количество целостных
ответов (W)
составило 13+2, ответов на крупные детали
(D)
- 8+1, ответов на мелкие детали (Dd)
4+2, все ответы имели четкие формы.
Последовательность, с которой отвечали
исследуемые, была строгой (W-D-Dd),
она отмечалась при ответе на 9 таблиц
из 10. Тип восприятия в 100% был W+.
Вторая
(2 испытуемых) - количество популярных
ответов (Р), и оригинальные ответы (Orig),
составили соответственно 54 и 46 %. Тематика
ответов определялась внутренним миром
самого испытуемого, имели место элементы
фантазии.
Присутствовали
единичные конфабуляторно-целостные
(DW)
ответы, 2 и 3 соответственно. Общее
количество ответов (R)
составило 19 и 22 соответственно. Количество
целостных ответов (W)
составило по 2 у каждого испытуемого,
ответов на крупные детали (D)
- 13 и 15, ответов на мелкие детали (Dd)
по 2 у каждого испытуемого, последовательность,
с которой отвечали исследуемые, не была
строгой и зависела от сложности
предъявляемой таблицы. Так же имели
место ответы с нечеткой формой (F-).
Третья
группа (3 испытуемых), которая представляет
на наш взгляд наибольший интерес, и
заслуживает подробного описания.
Результаты
применения методики у первого испытуемого
данной группы: количество ответов (R)
составило 47, большинство ответов (34) из
них составили ответы на мелкие детали
(Dd).
Популярные ответы (Р) были представлены
3 ответами, остальные ответы носили
характер оригинальных (Orig),
конфабуляторно-целостные (DW)
ответы (2) носили характер рассказов.
Тематика ответов на мелкие детали (Dd)
была однообразной, все ответы относились
к категории (А) - животные, в данном
случае, насекомые, и (Pl)
- растения. Целостные ответы (W)
отсутствовали. Ответы на крупные детали
(D)
- 8.
Второго
испытуемого: Количество ответов (R)
составило 28, популярные (Р) и оригинальные
ответы (Orig)
присутствовали в равном количестве, по
14 (50 %). Среди оригинальных ответов 10
явились конфабуляторно-целостными
(DW),
4 явились ответами на крупные детали,
оригинальность этих ответов заключалась
в их индивидуальности. В категории
популярных большую часть составили
ответы на крупные детали - 12 (D),
а ответов на мелкие fleTanH(Dd)
- 2. Тематика популярных ответов носила
обыденный характер. Ответы категории
(W)
- целостные ответы полностью отсутствовали.
Третьего
испытуемого: Количество ответов (R)
составило 24, 14 из них явились популярными
(Р), 3 оригинальными (Orig)
и 7 ответов на белый фон (DS).
Среди популярных (Р) 12 были целостными
(D),
2 ответа на мелкие детали (Dd).
Содержание оригинальных ответов отражали
детские воспоминания, большинство
которых (4) носили уменьшительно-ласкательный
характер. Ответы на белый фон определялись
контурами самой таблицы, являлись
целостными (D),
либо ответами на крупные детали.
В
ходе проведения исследования мы проводили
динамическое наблюдение, за исследуемыми
в течение четырех месяцев. Поведенческие,
когнитивные, психические реакции лиц
первой и второй группы носили постоянный
характер и адекватно отражали отношения
внутреннего мира с окружающей
действительностью. Так же в ходе этого
наблюдения были замечены отклонения
от нормы поведения, а так же психические
нарушения у лиц третьей группы: у первого
испытуемого появились слуховые
галлюцинации и персикуторный бред. У
второго испытуемого появилась дипсомания
и на фоне бесконтрольного употребления
алкогольных напитков - явления алкогольного
психоза. Третий испытуемый - замкнут и
груб, в контакт с окружающими вступает
безохотно, имеется невротизация и
смешанная акцентуация характера с
превалированием эпилептоидных черт.
Данные наблюдения, полностью совпадая
с полученными результатами, напрямую
подтверждают достоверность применяемой
методики.
Проведенное
исследование показывает, что существующие
методики, применяемые при профессиональном
отборе граждан на военную службу,
являются неполными и зачастую не могут
отражать действительной психической
картины личности и структуры её характера.
В связи с этим считаем целесообразным
дополнительное накопление опыта по
отработке методики и дальнейшем внедрении
метода Роршаха в психодиагностике
личности при определении её профессиональной
пригодности.
|