Сибирский
государственный медицинский университет,
г. Томск
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 63-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2004 год)
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (формат .PDF, 4,2 мб)
Любые
формы насилия или жестокости к детям и
подросткам следует рассматривать как
факторы риска для возникновения и
развития психопатологических расстройств,
прежде всего аффективных. Плохое
обращение с детьми приводит не только
к медицинским, но и социальным последствиям,
которые рассматриваются как социальная
дезадаптация (вт.ч. школьная дезадаптация).
Классической работой в этой области
считается публикация К. Генри Кемпа с
соавторами - «Синдром избитого ребенка»
[1]. К числу признаков, рассматривающих
феномен жестокого обращения как
психогенный фактор, относятся массивность,
длительность, повторность воздействия
и личностные особенности самого ребенка
[2,3,4].
Цель
исследования: изучение аффективных
расстройств и школьной дезадаптация у
детей и подростков, ставших жертвой
насилия.
Материалы
и методы исследования: Нами проведено
изучение распространенности и клинических
проявлений депрессивных расстройств
у детей и подростков, ставших жертвами
насилия, которые обращались в Томское
областное бюро судебно-медицинской
экспертизы в 2000 году. Объектом исследования
стали 469 человек, из них 313 (67%) - мальчиков,
156 (33%) - девочек. Возраст детей и подростков
был от одного года до 16 лет.
Среди
всех форм жестокого отношения на первом
месте оказалось физическое насилие со
стороны незнакомых лиц и сверстников
- 76%. На втором месте - случаи жестокого
обращения по отношению к своим детям
родителей и опекунов- 68 детей (17%), на
третьем месте - сексуальное насилие -
(7%). Таким образом, число пострадавших
от перечисленных видов насилия составило
412 человек.
Нам
удалось проследить двухлетний катамнез
83 детей и подростков, которые обращались
в Томское областное бюро судебно-медицинской
экспертизы в 2000 г. Совокупность клинических
и социально-психологических исследований
позволяет предполагать о некоторых
закономерностях в развитии депрессивных
расстройств у детей и подростков, ставших
жертвами насилия.
Наиболее
синдромально очерченные депрессивные
расстройства отмечались у учащихся
подросткового возраста, которые стали
жертвами сексуального насилия.
Катамнестические сведения удалось
получить о 14 девочках в возрасте от 14
до 16 лет, у которых сразу после перенесенного
стресса, отмечались транзиторные
расстройства продолжительностью от
нескольких часов до 2 дней, которые были
представлены аффективными реакциями
различной степени тяжести.
В
течение года после перенесенного
сексуального насилия у всех учащихся
отмечались затяжные субдепрессивные
состояния с тревожно-фобическими
расстройствами и сверхценными
переживаниями. Они были склонны к
накоплению аффективного напряжения,
проявляли повышенную ранимость и
демонстрировали готовность к повторным
аффективным реакциям. Навязчивые
воспоминания и сновидения о перенесенной
психотравме, стремление избежать
обстоятельств, ассоциировавшихся с
ней, позволяют квалифицировать имеющиеся
расстройства у жертв сексуального
насилия на этом этапе как посттравматические
стрессовые. Психопатологическая
симптоматика у учащихся явилась причиной
нарушений социального функционирования.
Они связаны, прежде всего, с нарушениями
в системе школьного пространства.
Снижение успеваемости (вплоть до утраты
мотивации к обучению), коммуникативные
трудности (в системе отношений с
родителями, педагогами, сверстниками),
поведенческие расстройства (агрессивность,
диссоциальное поведение, склонность к
употреблению психоактивных веществ)
являются свидетельством школьной
дезадаптации у этой группы подростков.
По
итогам 2-х летнего катамнестического
наблюдения в 4 случаях у жертв сексуального
насилия, на протяжении большей части
времени, сохранялось сниженное настроение,
длившееся от 1 до 3 месяцев. Нарушения
аффекта часто сопровождались расстройствами
сна, слезливостью, чувством неполноценности,
отгороженностью. Выявленные нарушения,
их характер и продолжительность
соответствуют критериям хронического
(аффективного) расстройства настроения
- дистимии.
Основную
группу учащихся (69 человек), катамнез
которых нам удалось проследить, составили
дети и подростки, ставшие жертвами
физического насилия со стороны родителей
и школьного окружения (сверстники и
учащиеся старших классов).
Данные
катамнестического наблюдения
свидетельствуют о том, что в формировании
психогенных депрессивных расстройств
у этой группы детей и подростков имела
значение не только степень тяжести
перенесенного психогенного фактора.
Значительную роль играет возрастной
фактор. У детей младшего школьного
возраста и учащихся среднего звена (
7-12 лет) предпочтительными расстройствами
являлись депрессивные дистимические
реакции, продолжительность которых
составляла не более месяца. Депрессивная
симптоматика была маскирована
соматовегетативными и психомоторными
нарушениями. В ряде случаев у детей
отмечались аффективные реакции страха,
обиды, собственной неполноценности.
При повторяющихся формах жестокого
отношения к ребенку дистимические
реакции носили пролонгированный,
волнообразный характер. В структуре
этих реакций часто звучали соматические
жалобы. На фоне имеющихся расстройств
у детей отмечалось ухудшение школьной
успеваемости, уходы из дома, агрессивное
поведение к младшим по возрасту, в том
числе сибсам. У учащихся старших классов
(14-16 лет), ставших жертвами физического
насилия, преобладали астено-депрессивное
реагирование и закрепление преморбидных
черт. Данные клинического и психологического
обследования выявили обострение
возрастных личностных реакций, прежде
всего по типу протеста и группирования.
Сочетание расстройств настроения с
агрессивным или вызывающим поведением
у 12 подростков (все они были представителями
мужского пола) позволило нам квалифицировать
выявленные расстройства как смешанные
расстройства поведения и эмоций.
Выводы:
Таким образом, в генезе аффективных
расстройств у детей и подростков -
ставших жертвами физического или
сексуального насилия, имеет значение
не столько выраженность психогенного
фактора, сколько возрастной фактор и
личностные особенности пострадавшего.
У детей, ставших жертвой физического
или сексуального насилия в большинстве
случаев отмечаются нарушения в системе
обучения, взаимоотношений со сверстниками,
педагогами или родителями, что является
критериями школьной дезадаптации.
Список
литературы:
-
Kempe
C., Silverman F., Steele B. et al. // JAMA. - 1962. - Vol. 181. - P.
17-24.
-
Гурьева
В.А. Пролонгированные психогении у
подростков и их влияние на формирующуюся
личность / В.А. Гурьева // Социальная и
клиническая психиатрия. - 1994. - Вып. 2. -
С. 31-35.
-
Насилие
над ребенком и коморбидные психические
расстройства (социально-психиатрический
анализ) / А.Н. Голик // Дети России: насилие
и защита: Материалы Всероссийской
научно-практической конференции. - М.,
1997. - С. 37-39.
-
Дети
и сексуальное насилие / Н.Б. Морозова
// Дети России: насилие и защита: Материалы
Всероссийской научно-практической
конференции. - М., 1997. - С. 83-85.
|