Labirint.ru - ваш проводник по лабиринту книг
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -ГлавнаяОб АльманахеРецензентыАрхив телеконференций- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Сборники АльманахаДругие сборникиНаучные труды- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Образец оформленияИнформационное письмоО проведении телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Материалы I телеконференцииМатериалы II телеконференцииМатериалы III телеконференцииМатериалы IV телеконференцииМатериалы V телеконференцииМатериалы VI телеконференцииМатериалы VII телеконференцииМатериалы VIII телеконференцииМатериалы IX телеконференцииМатериалы Х телеконференцииМатериалы XI телеконференцииМатериалы XII телеконференцииМатериалы XIII телеконференцииУчастники XIII телеконференцииМатериалы XIV телеконференцииУчастники XIV телеконференцииЮбилейная XV Телеконференция Октябрь 2014Участники Юбилейной XV Телеконференции- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Конференция СМПиЧ-2015Участники СМПиЧ-2015- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -КонтактыФорум
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -Поиск по сайту

Последние статьи

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ ВЛИЯНИЕ ВИРУСНОИ ИНФЕКЦИИ КЛЕЩЕВЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ НА ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ БОЛЕЗНИ РОЛЬ ГЕНА GSTM1 В ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ КЛЕТОК КРОВИ и ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЯХ СПЕРМАТОЗОИДОВ ПРИ ГРАНУЛОЦИТАРНОМ АНАПЛАЗМОЗЕ ЧЕЛОВЕКА ГЕНЕТИЧЕСКИИ ПОЛИМОРФИЗМ И ЦИТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ Т- ЛИМФОЦИТОВ У БОЛЬНЫХ АРТРИТОМ, АССОЦИИРОВАННЫМ В КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ КЛИНИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИКСОДОВОГО ВЕСЕННЕ-ЛЕТНЕГО КЛЕЩЕВОГО ЭНЦЕФАЛИТА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫИ СТАТУС И АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА ПЕРВОКЛАССНИКОВ ШКОЛ г. НЕФТЕЮГАНСКА ТЮМЕНСКОИ ОБЛАСТИ Материалы трудов участников 14-ой международной выездной конференции русскоязычных ученых в Китае (Sanya, Haynan Island) "Современный мир, природа и человек", том 8, №3. ПРОЛИФЕРАТИВНЫЕ И АПОПТОТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЛИМФОЦИТАХ КРОВИ БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ В ПРОЦЕССЕ СТИМУЛЯЦИИ АНТИГЕНОМ БОРРЕЛИИ THE ANALYSIS OF SOME INDICES OF IMMUNERESPONSE, DNA REPAIR, AND MICRONUCLEI CONTENT IN CELLS FROM TICK-BORNE ENCEPHALITIS PATIENTS КОМПЬЮТЕРНЫИ СПЕКТРАЛЬНЫИ МОРФОМЕТРИЧЕСКИИ АНАЛИЗ МОНОНУКЛЕАРНЫХ КЛЕТОК ПЕРИФЕРИЧЕСКОИ КРОВИ У БОЛЬНЫХ ИКСОДОВЫМ КЛЕЩЕВЫМ БОРРЕЛИОЗОМ И ГРАНУЛОЦИТАРНЫМ ЭРЛИХИОЗОМ ЧЕЛОВЕКА

Полезная информация

 
 

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ: ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

Печать E-mail
04.08.2009 г.

Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск

Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 63-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2004 год)

Посмотреть титульный лист сборника

Скачать сборник целиком (формат .PDF, 4,2 мб)

 

Любые формы насилия или жестокости к детям и подросткам следует рассматривать как факторы риска для возникновения и развития психопатологических расстройств, прежде всего аффективных. Плохое обращение с детьми приводит не только к медицинским, но и социальным последствиям, которые рассматриваются как социальная дезадаптация (вт.ч. школьная дезадаптация). Классической работой в этой области считается публикация К. Генри Кемпа с соавторами - «Синдром избитого ребенка» [1]. К числу признаков, рассматривающих феномен жестокого обращения как психогенный фактор, относятся массивность, длительность, повторность воздействия и личностные особенности самого ребенка [2,3,4].

Цель исследования: изучение аффективных расстройств и школьной дезадаптация у детей и подростков, ставших жертвой насилия.

Материалы и методы исследования: Нами проведено изучение распространенности и клинических проявлений депрессивных расстройств у детей и подростков, ставших жертвами насилия, которые обращались в Томское областное бюро судебно-медицинской экспертизы в 2000 году. Объектом исследования стали 469 человек, из них 313 (67%) - мальчиков, 156 (33%) - девочек. Возраст детей и подростков был от одного года до 16 лет.

Среди всех форм жестокого отношения на первом месте оказалось физическое насилие со стороны незнакомых лиц и сверстников - 76%. На втором месте - случаи жестокого обращения по отношению к своим детям родителей и опекунов- 68 детей (17%), на третьем месте - сексуальное насилие - (7%). Таким образом, число пострадавших от перечисленных видов насилия составило 412 человек.

Нам удалось проследить двухлетний катамнез 83 детей и подростков, которые обращались в Томское областное бюро судебно-медицинской экспертизы в 2000 г. Совокупность клинических и социально-психологических исследований позволяет предполагать о некоторых закономерностях в развитии депрессивных расстройств у детей и подростков, ставших жертвами насилия.

Наиболее синдромально очерченные депрессивные расстройства отмечались у учащихся подросткового возраста, которые стали жертвами сексуального насилия. Катамнестические сведения удалось получить о 14 девочках в возрасте от 14 до 16 лет, у которых сразу после перенесенного стресса, отмечались транзиторные расстройства продолжительностью от нескольких часов до 2 дней, которые были представлены аффективными реакциями различной степени тяжести.

В течение года после перенесенного сексуального насилия у всех учащихся отмечались затяжные субдепрессивные состояния с тревожно-фобическими расстройствами и сверхценными переживаниями. Они были склонны к накоплению аффективного напряжения, проявляли повышенную ранимость и демонстрировали готовность к повторным аффективным реакциям. Навязчивые воспоминания и сновидения о перенесенной психотравме, стремление избежать обстоятельств, ассоциировавшихся с ней, позволяют квалифицировать имеющиеся расстройства у жертв сексуального насилия на этом этапе как посттравматические стрессовые. Психопатологическая симптоматика у учащихся явилась причиной нарушений социального функционирования. Они связаны, прежде всего, с нарушениями в системе школьного пространства. Снижение успеваемости (вплоть до утраты мотивации к обучению), коммуникативные трудности (в системе отношений с родителями, педагогами, сверстниками), поведенческие расстройства (агрессивность, диссоциальное поведение, склонность к употреблению психоактивных веществ) являются свидетельством школьной дезадаптации у этой группы подростков.

По итогам 2-х летнего катамнестического наблюдения в 4 случаях у жертв сексуального насилия, на протяжении большей части времени, сохранялось сниженное настроение, длившееся от 1 до 3 месяцев. Нарушения аффекта часто сопровождались расстройствами сна, слезливостью, чувством неполноценности, отгороженностью. Выявленные нарушения, их характер и продолжительность соответствуют критериям хронического (аффективного) расстройства настроения - дистимии.

Основную группу учащихся (69 человек), катамнез которых нам удалось проследить, составили дети и подростки, ставшие жертвами физического насилия со стороны родителей и школьного окружения (сверстники и учащиеся старших классов).

Данные катамнестического наблюдения свидетельствуют о том, что в формировании психогенных депрессивных расстройств у этой группы детей и подростков имела значение не только степень тяжести перенесенного психогенного фактора. Значительную роль играет возрастной фактор. У детей младшего школьного возраста и учащихся среднего звена ( 7-12 лет) предпочтительными расстройствами являлись депрессивные дистимические реакции, продолжительность которых составляла не более месяца. Депрессивная симптоматика была маскирована соматовегетативными и психомоторными нарушениями. В ряде случаев у детей отмечались аффективные реакции страха, обиды, собственной неполноценности. При повторяющихся формах жестокого отношения к ребенку дистимические реакции носили пролонгированный, волнообразный характер. В структуре этих реакций часто звучали соматические жалобы. На фоне имеющихся расстройств у детей отмечалось ухудшение школьной успеваемости, уходы из дома, агрессивное поведение к младшим по возрасту, в том числе сибсам. У учащихся старших классов (14-16 лет), ставших жертвами физического насилия, преобладали астено-депрессивное реагирование и закрепление преморбидных черт. Данные клинического и психологического обследования выявили обострение возрастных личностных реакций, прежде всего по типу протеста и группирования. Сочетание расстройств настроения с агрессивным или вызывающим поведением у 12 подростков (все они были представителями мужского пола) позволило нам квалифицировать выявленные расстройства как смешанные расстройства поведения и эмоций.

Выводы: Таким образом, в генезе аффективных расстройств у детей и подростков - ставших жертвами физического или сексуального насилия, имеет значение не столько выраженность психогенного фактора, сколько возрастной фактор и личностные особенности пострадавшего. У детей, ставших жертвой физического или сексуального насилия в большинстве случаев отмечаются нарушения в системе обучения, взаимоотношений со сверстниками, педагогами или родителями, что является критериями школьной дезадаптации.




 

 

Список литературы:

 

  1. Kempe C., Silverman F., Steele B. et al. // JAMA. - 1962. - Vol. 181. - P. 17-24.

  2. Гурьева В.А. Пролонгированные психогении у подростков и их влияние на формирующуюся личность / В.А. Гурьева // Социальная и клиническая психиатрия. - 1994. - Вып. 2. - С. 31-35.

  3. Насилие над ребенком и коморбидные психические расстройства (социально-психиатрический анализ) / А.Н. Голик // Дети России: насилие и защита: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М., 1997. - С. 37-39.

  4. Дети и сексуальное насилие / Н.Б. Морозова // Дети России: насилие и защита: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М., 1997. - С. 83-85.


 

Добавить комментарий

Правила! Запрещается ругаться матом, оскорблять участников/авторов, спамить, давать рекламу.



Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »
 
 
Альманах Научных Открытий. Все права защищены.
Copyright (c) 2008-2024.
Копирование материалов возможно только при наличии активной ссылки на наш сайт.

Warning: require_once(/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php) [function.require-once]: failed to open stream: Нет такого файла или каталога in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/css/llm.php' (include_path='.:/usr/local/zend-5.2/share/pear') in /home/users/z/zverkoff/domains/tele-conf.ru/templates/bioinformatix/index.php on line 99