МОУ «Многопрофильный лицей № 84», г. Новокузнецк
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 65-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2006 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,5 мб)
В последнее время стало уделяться всё больше внимания изучению функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга. К настоящему времени накоплено множество фактов. В последние годы стало уделяться всё больше внимания изучению функциональной асимметрии головного мозга. К настоящему времени накоплено множество фактов, свидетельствующих о специфике работы правого и левого полушария головного мозга. Работа больших полушарий специализирована, но она настолько тесно связана между собой, что целостная, многогранная картина мира создаётся только работой обоих полушарий головного мозга.
При развитии познавательной деятельности учащихся целесообразно чередовать рациональные и эмоциональные виды деятельности. Поскольку эти виды деятельности иннервируются разными полушариями головного мозга (левым и правым соответственно), то необходимо знать, к какому виду деятельности имеется природная предрасположенность. То есть какова функциональная асимметрия у исследуемого? Именно в этом и видится практическая значимость исследования. Работа посвящена изучению частоты проявлений моторных и сенсорных признаков у учащихся лицея № 84 с целью определения соответствия доминантного полушария выбранному профилю класса. Задачи: подобрать и проанализировать литературу по специализации полушарий и функциональной асимметрии головного мозга; провести тесты на определение признаков моторной и сенсорной асимметрии среди учащихся разнопрофильных классов; рассчитать частоту встречаемости правополушарных и левополушарных учащихся и выявить, насколько они соответствуют выбранному ими профилю обучения; выяснить роль функциональной асимметрии мозга в диагностике неврологических заболеваний (инсульты).
Функциональная асимметрия больших полушарий головного мозга, моторная и сенсорная, оценивалась с помощью тестов: поза Наполеона, переплетение пальцев, аплодисменты, ведущая и толчковая нога, ведущие ухо и глаз. «Правшество» и «левшество» определялось вербально. Вышеперечисленные параметры на выявление доминирующего полушария головного мозга были определены у учащихся лицея № 84 в разных профилях (физико-технический, химико-биологический, экономический, гуманитарный). Правополушарным считался тот учащийся, у которого более 5 из 10 тестов были леволатеральными, и наоборот: левополушарным считался тот учащийся, у которого более половины тестов были праволатеральными. Итоги теста таковы: 60 % учащихся — левополушарные, 27 % — правополушарные, 13 % амбидекстеры. Аналогичный подсчёт проводился по педагогам: 40:40:20 соответственно. В целом, выявились следующие результаты (суммируя педагогов и учеников): «лирики» — 28 %, «физики» — 58 %, амбидекстеры — 14 %.
Исследование функциональной асимметрии больших полушарий головного мозга необходимо для учеников (чтобы они могли оптимизировать учёбу с учётом профиля класса и данными исследований), учителям (индивидуальный подход к каждому ученику). Кроме того, изучение функциональной асимметрии головного мозга играет важную роль в прикладной медицине, в частности, в неврологии.
Список литературы:
1. Бианки, В. И. Высшая нервная деятельность млекопитающих / В. И. Бианки. – Л.: Наука, 1972. – 178 с.
2. Доброхотова, М. В. Функциональная асимметрия головного мозга / М. В. Доброхотова, В. Н. Брагина. – М.: Мир, 1987. – 202 с.
3. Дейтч, В. Левый мозг, правый мозг / В. Дейтч. – М.: Мир, 1976 – 224 с.
4. Биология: В 3-х т. Пер. с англ. / Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор – 3-е изд., – М.: Мир, 2001.
5. Функциональная специализация и особенности нервной организации доминантного и недоминантного полушарий головного мозга / Д. А. Кауфман, В. Л. Деглин, Н. Н. Трауготт и др. // Функциональная асимметрия и адаптация человека / МНИИ психиатрии Минздрава РСФСР. – М., 1976. – С. 9?23.
6. Функциональные специализации правого и левого полушарий головного мозга / Н. Н. Николаенко, Л. Я. Баллонов // Клиническая нейрофизиология: Руководство по нейрофизиологии / – Новосибирск, 1979. – С. 39?49.
|