Сибирский государственный медицинский университет, г. Томск
Кафедра поликлинической педиатрии с курсом пропедевтики детских болезней
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 69-й научной итоговой студенческой конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Н.И. Пирогова (г.Томск, 11-13 мая, 2010 год); под реакцией академика РАМН В.В. Новицкого, член. корр. РАМН Л.М. Огородовой
Посмотреть титульный лист сборника
Скачать сборник целиком (1,4 мб)
Актуальность: Изучение состояния здоровья школьников с разработкой плана мероприятий по его улучшению – актуальна проблема не только педиатрии, но и одно из приоритетных направлений государственной политики и стратегии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. В последние годы многие исследователи отмечают устойчивые негативные тенденции в динамике параметров здоровья детей, обучающихся в образовательных учреждениях: рост функциональных расстройств и хронической патологии, увеличение общей заболеваемости, в том числе и так называемыми «школьными» болезнями [1, 2]. Показано, что показатели состояния здоровья детей ухудшаются в процессе обучения в школе – от младших классов к старшим [3]. Можно предположить, что этот процесс начинается уже с первого класса, особенно учитывая тот факт, что многие дети идут в школу с 6-летнего возраста, испытывая трудности в адаптации к новым условиям жизни и воспитания.
Цель исследования: Изучить состояние здоровье первоклассников, в том числе динамику хронической патологии в процессе обучения.
Материал и методы: Обработано и проанализировано 845 медицинских карт детей для образовательных учреждений – форма 026/у – 2000, поступивших в 1-й класс в 2008 и 2009 гг., из них 395 детей поступили в 1-й класс в 2008 г., 450 детей – в 2009 г., в том числе учеников общеобразовательных школ – 572, учащихся гимназий – 273.
Результаты: Распределение первоклассников по группам здоровья показало, что среди первоклассников преобладали дети со II группой здоровья, т.е. дети из группы риска: 75% (297 детей) – среди поступивших в школы в 2008 г. и 74% (335 детей) – среди поступивших в 1-й класс в 2009 г. Обращал на себя внимание тот факт, что среди первоклассников практически здоровых детей с I-й группой здоровья было всего 5% (20 человек) в 2008 г. и 6% (25 детей) – в 2009 г. Между тем число детей с III группой здоровья, т.е. имеющие те или иные хронические заболевания, достигало 18% , в том числе среди первоклассников были дети, имеющие IV группу здоровья – по 2% в 2008 и 2009 гг. Полученные данные констатируют достаточно устойчивое распределение детей по группам здоровья, практически не изменившееся в течение 2-х лет.
У многих первоклассников врачами-специалистами выявлены нарушения зрения, осанки, дефекты речи. Известно, что эти отклонения и составляют группу «школьных» болезней, т.к. преимущественно обусловлены влиянием неблагоприятных факторов внутришкольной среды. Всего из числа детей, поступивших в 1-й класс в 2008 г. данная патология обнаружена у 57% (226 человек) и у 41% (185 детей) из числа поступивших учиться в 2009 г.
У части детей наблюдались отклонения в физическом развитии (ФР). Так из общего числа детей, обучающихся в 1-м классе в 2008 г. высокое ФР обнаружено у 4% детей, выше среднего – у 9% учеников, среднее – у 80% детей, ниже среднего и низкое ФР – у 6% и 1% соответственно. В 2009 г. – высокое и выше среднего ФР наблюдалось у 2% и 12% учащихся, среднее – у 79% первоклассников, ниже среднего и низкое – у 7% и 0,7% соответственно.
Особый интерес представляло исследование частоты выявленной врачами-специалистами у первоклассников хронической патологии в динамике, т.е. в начале и в конце первого года обучения (рис. 1). Исследование показало, что к окончанию первого года обучения среди детей особенно резко возросла частота кариеса – по данным врача-стоматолога на 18% (с 6% до 24%). Второе ранговое место заняла неврологическая патология – рост 7% (с 32% до 39%). На 3-м месте – патология органа зрения, рост которой составил 4% (с 8 до 12%). Четвертое ранговое место заняла патология ЛОР-органов – рост по данным ЛОР-врача к концу обучения составил 2% (с 32% до 34%).
Выводы: Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют, что у многих первоклассников имеются отклонения в состоянии здоровья, среди которых велика доля заболеваний, обусловленных факторами внутришкольной среды. За период обучения в 1-м классе зарегистрирован также рост хронической патологии, в том числе со стороны органа зрения, зубов, ЛОР-органов, нервной системы. Выявленные негативные тенденции в состоянии здоровья первоклассников требуют усиления лечебно-профилактической и оздоровительной работы в образовательных учреждениях. Необходима государственная поддержка школ, содействующих укреплению здоровья обучающихся, где помимо создания здоровьесберегающей среды активно внедряются современные оздоровительные технологии, в том числе и в образовательных программах.
Список литературы:
1. Шарапова, О. В. Охрана здоровья школьников / О. В. Шарапова // Педиатрия. – 2006. – № 3. – С. 4-6.
2. Сабирьянов, А. Р., Сабирьянова, Е. С.Я, Возницкая, О. Э. Современные особенности морфофункционального состояния сельских и городских детей младшего возраста // Педиатрия. – 2006. – № 5. – С.105–107.
3. Жигарева, Н. С. Особенности формирования отклонений в состоянии здоровья младших школьников в динамике обучения : автореф. дис. … канд. мед. наук / Н. С. Жигарева. – Москва, 2008. – 22 с.
|