|
Полное название:
ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ШКОЛУ КАК ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ДИНАМИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ТЕЧЕНИЕМ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ
Авторы:
Киселева Н. Г., Кузьмина А. А., Свирская О. Л., Белова Е. В., Юдакова О. А
КрасГМА, г.Красноярск
Эта работа опубликована в сборнике "НАУКИ О ЧЕЛОВЕКЕ" – Сборник статей молодых ученых и специалистов /Под ред. Л.М. Огородова, Л.В. Капилевич. – Томск, СГМУ.- 2002.-254 с.
Скачать сборник целиком
Начало систематического обучения в школе вызывает трудности у большинства детей. Изменившийся режим дня, большой объем получаемой интеллектуальной информации, новые микросоциальные условия - все это является стрессовой ситуацией для растущего организма ребенка и может негативно отражаться на состоянии здоровья. Для проведения комплексного исследования адаптационного процесса необходимо обозначить исходный уровень состояния здоровья детей, важным показателем которого является физическое развитие.
Целью настоящего исследования явилась оценка физического развития первоклассников в начале учебного года.
Проведена антропометрия с определением веса, роста и окружности грудной клетки у 448 первоклассников семи общеобразовательных школ различных районов г. Красноярска. Для оценки физического развития использованы таблицы центильного типа (проф. И. М. Воронцов и соавт.) По схеме Р. Н. Дорохова и И. И. Бахраха определялись соматотип (мезосоматический, микросоматический, макросоматический) и гармоничность развития (гармоничное, дизгармоничное, резко дизгармоничное).
Выделены 9 вариантов физического развития, которые по степени выраженности отклонений были условно разделены на три группы: первая группа - отсутствие отклонений, вторая группа - наблюдаются отклонения в физическом развитии, третья группа - отклонения резко выражены. Первую группу составили 217 первоклассников, что соответствует 48,4% от общего числа всех обследованных. При этом среди мальчиков отсутствие отклонений в физическом развитии наблюдалось у 114 человек (47,9%), среди девочек - у 103 человек (49%), среди детей 7 лет - у 175 человек (50%), среди детей 6,5 лет - у 42 человек (42,9%). Вторую группу составили 128 первоклассников, что соответствует 28,6% от общего числа всех обследованных. При этом среди мальчиков отклонения в физическом развитии наблюдались у 61 человека (25,6%), среди девочек -у 67 человек (31,9%), среди детей 7 лет - у 99 человек (28,3%), среди детей 6,5 лет - у 29 человек (29,6%). Третью группу составили 103 первоклассника, что соответствует 23% от общего числа всех обследованных. При этом среди мальчиков резко выраженные отклонения в физическом развитии наблюдались у 63 человек (26,5%), среди девочек - у 40 человек (19,1%), среди детей 7 лет - у 76 человек (21,7 %), среди детей 6,5 лет - у
27 человек (27,5%).
Выводы:
• У преобладающего числа обследованных детей наблюдалось отсутствие отклонений в физическом развитии - 48,4%. Важно, что резко выраженные отклонения при поступлении в школу отмечались у 23% первоклассников.
• Анализ показателей физического развития с учетом пола выявил более частую встречаемость вариантов с резко выраженными отклонениями у мальчиков - 26,5% по сравнению с девочками -
19,1%.
• Показатели физического развития в зависимости от возраста обнаружили более высокую частоту вариантов с резко выраженными отклонениями у детей 6,5 лет - 27,5%, чем у детей 7 лет - 21,7%.
|