Сибирский государственный
медицинский университет, г. Томск.
Кафедра поликлинической педиатрии с
курсом пропедевтики детских болезней
Эта работа опубликована в сборнике статей по материалам Международной 66-й научной студенческой конференции им. Н.И. Пирогова (г.Томск, 2007 год) под редакцией проф. Новицкого В.В. и д.м.н. Огородовой Л.М.
Скачать сборник целиком (формат .PDF, 1,5 мб)
Проблема
сохранения здоровья детей продолжает
оставаться нерешенной, а это, в свою
очередь, делает чрезвычайно актуальным
дальнейшее изучение индивидуального
здоровья ребенка, источников его
неблагополучия, возможности прогнозирования
и предотвращения реализации риска
патологии [2]. Число здоровых детей по
данным различных авторов составляет
не более 4-20 %, причем уже в месячном
возрасте I группа здоровья определяется
только у 10-15 % (иногда 5-7 %) детей, а
заболеваемость неуклонно растет [4].
Ухудшение качества жизни и вместе с
этим, здоровья будущих родителей,
формирование устойчивого порочного
круга: больная мать - больной ребенок
не позволяют с оптимизмом смотреть в
будущее нации.
Целью
исследования явилось изучение показателей
здоровья, пре- и перинатальных факторов
и неоптимальности среды, индуцирующих
отрицательную динамику развития детей
на первом году жизни с тем, чтобы
разработать комплекс мероприятий,
способствующих формированию здоровья.
Материал и
методы.
Проанализировано
состояние здоровья у 450 детей первого
года жизни, начиная с периода новорожденности
путем комплексной оценки состояния
здоровья по 5-групповой системе на
основании критериев, обуславливающих
(генеалогический, биологический,
социальный анамнезы) и характеризующих
здоровье (физическое, нервно-психическое
развитие, резистентность, функциональное
состояние организма, наличие патологии
и ее компенсация) [1]. Состояние здоровья
прогнозировалось по 7 группам направленного
риска (риск частых заболеваний, поражения
ЦНС, рахит, анемия, расстройства питания,
гнойно-септическая патология, врожденные
аномалия развития - ВАР, аллергия и
социальный риск). Физическое развитие
диагностировалось по центильным рядам,
а нервно-психическое развитие (НПР) -
по 4 группам качественно-количественной
оценки с учетом ведущих и вспомогательных
линий [3]. Процесс трансформации одной
группы здоровья в другую отслеживался
ежеквартально. Уровень лабораторного
и инструментального исследования
соответствовал требованиям системы
диспансеризации здорового ребенка и
необходимости диагностики выявленной
патологии.
Результаты
и обсуждение.
При анализе
критериев обуславливающих здоровье
выявлена высокая отягощенность
биологического анамнеза разнообразными
факторами перинатального риска. Так,
72 % женщин имели осложнения беременности
и родов, особенно отмечалось распространение
анемии - 60 %. Генеалогический анамнез
был отягощен в 7 %, социальный в 38 % случаев
(плохие жизненные условия, бедность,
безработица, вредные привычки родителей,
нежеланный ребенок). Уже с периода
новорожденности только у 1,2 % детей
определялась I группа здоровья. Группа
риска (II группа) была самой многочисленной
- 81 %, в том числе группа высокого риска
(II Б) - 75 %, III группа - 10 % и IV - 7,5 % детей.
Динамика состояния здоровья детей на
протяжении первого года жизни менялась
в лучшую сторону 12 %, ухудшалась - 7 %, у
58 % детей появлялась дополнительно
фоновая патология (атония, аллергия,
рахит, анемия) и факт раннего смешанного
или искусственного вскармливания. Так,
44 % детей находилось на раннем смешанном
или искусственном вскармливании, 12 % из
них с периода новорожденности. Причем
риск гипогалактии не прогнозировался
ни на дородовом, ни на послеродовом
патронаже и, в связи с этим, профилактика,
а затем и лечение не проводилось. У части
детей (18 %) с признаками поражения ЦНС
наблюдалось отставание НПР на 1-2
эпикризных срока и нарушение поведенческих
реакций (сна, аппетита, бодрствования).
Таким образом,
дети первого года жизни в 81% случаев
имеют перинатальный риск, возможность
его реализации усугубляется в связи с
неоптимальностью среды, недостаточным
качеством дородовой и профилактической
работы, просвещением семьи в отношении
детского здоровья и его формирования
как силами медицинских работников
детских поликлиник, так и силами семьи.
Список литературы:
-
Участковый педиатр
/ под ред. М.Ф. Рзянкиной, В.П. Молочного.
- Ростов-на- Дону: Феникс, 2006. - 190 с.
-
Нагаева Т.А., Ильиных
А.А., Тухватулина Т.А.,. Трунова Т.А.
Превентивная педиатрия. Врачебный
контроль за состоянием здоровья в
условиях детской поликлиники. Методическое
пособие. - Томск, 2004. - 34 с.
-
Поликлиническая
педиатрия / под ред. В.А. Доскин, Т.В.
Кочанкова, Т.Г. Авдеева, В.Н. Шестакова,
Н.М. Нисонорова, Р.Н. Федорова, В.Н.
Григорьева. - Москва: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ,
2002. - 240 с.
-
Справочник врача по
профилактической педиатрии / под ред.
В.А. Доскина. - Москва, 1998. - 250 с.
|